На главную страницу
Сайт Agentura.ru - о спецслужбах России и мира: информация о тех, кто традиционно стремится остаться в тени...
Борьба с терроризмомПарламентский контроль
 
Www.Agentura.Ru
English
Search

 

webmaster@agentura.ru
© Агентура, 2000-2006 гг.
Пишите нам   Пишите нам
TopList Rambler's Top100 ServiceRambler's Top100 Service

ОФИЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ И ЭКСТРЕМИЗМУ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Центр антитеррористических программ / ЦАП /

Каждое из пяти государств Центральной Азии в 2003 году приняло комплекс мер, направленных на противодействие проявлениям терроризма и экстремизма. Данные меры можно разделить на две следующие группы:

а) внутринациональные, проводимые каждой страной самостоятельно на своей территории;

б) коллективные, проводимые в рамках двустороннего и многостороннего международного сотрудничества.

Одним из важных направлений внутринациональных мер является совершенствование и расширение концептуальных основ и правовой базы официальной политики по противодействию терроризму и экстремизму.

В частности, 4 января 2003 года высший представительный орган Туркменистана - Халк Маслахаты (Народный совет) принял постановление "О законодательном закреплении в Туркменистане мира, стабильности, незыблемого светского государственного строя".

В этом документе излагаются основные меры, которые должны предпринимать государственные структуры в случае попыток кого-либо силой захватить власть в стране. Прежде всего, предусматривается, что в экстренных обстоятельствах не позднее чем через сутки созывается заседание Народного совета. На нем принимается решение о неконституционности высказанных и изданных пытавшимися захватить власть людьми решений и документов. Данное решение незамедлительно доводится до сведения населения. Одновременно Халк Маслахаты принимает обращение к международному сообществу с призывом решительно осудить захватчиков и поддержать законные органы власти.

Кабинет министров Туркменистана должен через органы исполнительной власти, местные органы самоуправления и общественные организации проводить работу по привлечению широких слоев населения к незамедлительному всенародному осуждению антиконституционных действий" На собраниях трудовых коллективов и граждан "осуществленные преступные действия характеризуются как преступления, направленные против государства и народа.

Государственный Совет безопасности Туркмении в это время должен осуществлять работу по устранению последствий попытки насильственного захвата власти, организовать следственно-розыскные мероприятия для выявления лиц, совершивших преступные действия, выразившиеся в попытке совершения госпереворота, предпринять неотложные меры к их задержанию и аресту. Кроме того, он должен обеспечить безопасность учреждений связи, радио и телевидения, наиболее важных транспортных предприятий.

В Узбекистане в июне был разработан комплексный межведомственный план по противодействию религиозному экстремизму. В соответствии с этим планом считается целесообразным внедрение государственной программы по пропаганде и поддержке традиционного ислама в систему школьного образования. Предполагается создание специального центра по формированию общественного мнения в отношении наиболее актуальных проблем внутренней и внешней политики, прежде всего распространения религиозного экстремизма.

Комитет национальной безопасности Республики Казахстан намерен предложить парламенту РК вариант создания казахстанского списка террористических организаций, чья деятельность на территории страны запрещена. Об этом сообщил первый заместитель председателя КНБ РК Владимир Божко на брифинге, состоявшемся 10 ноября в Алматы. Параллельно парламенту будет предложен ряд изменений в законодательство для препятствования деятельности террористическим организациям на более жесткой правовой основе.

Другим важным направлением антитеррористической и антиэкстремистской деятельности центрально-азиатских государств является совершенствование системы и деятельности правоохранительных органов и специальных служб.

В частности, в Казахстане 18 июня 2003 года в Астане состоялись тактико-специальные учения и отработка совместных действий самостоятельных подразделений КНБ и МВД РК с органами власти и управления в условиях чрезвычайных, экстремальных ситуаций, связанных с фактами экстремизма и терроризма. В ходе учений были отработаны вопросы комплексного использования оперативных сил и средств, в том числе спецподразделений (Служба "Арыстан" КНБ РК), совершенствования умений и навыков личного состава соответствующих органов для оперативного решения задач по обеспечению безопасности населения, в том числе по ликвидации террористов и освобождению захваченных ими заложников.

26 августа крупномасштабные военные учения были проведены в Ташкенте (Узбекистан) под руководством МВД РУ. В них приняли участие подразделения спецназа, подразделения всех силовых ведомств, формирования министерства по чрезвычайным ситуациям и службы экстренной медицины. Целью этих учений была отработка действий в случае, если тот или иной объект будет захвачен террористами. Главной ареной учений стал центр столицы, где расположены аппарат президента, здания правительства и большинства министерств.

В мае 2003 года Пограничная служба Киргизии после принятия депутатами нижней палаты Жогорку Кенеша Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" получила функции, которыми до этого обладали исключительно силовые министерства республики. Теперь пограничники на законной основе могут проводить опрос граждан, прослушивать телефонные и иные переговоры, снимать информацию с технических каналов связи, создавать конспиративные предприятия, осуществлять оперативные внедрения и наблюдения.

Отдельные государства использовали в рассматриваемый период тактику проведения показательных процессов. В частности, в Таджикистане в феврале 2003 года коллегией Верховного суда было рассмотрено дело 82 членов группировки бывших полевых командиров Объединенной таджикской оппозиции Мансура Муаккалова и Рахмона Сангинова. Данная группировка была разгромлена, а ее руководители ликвидированы, в ходе спецоперации "Молния", проведенной силовыми структурами РТ на восточной окраине Душанбе летом 2001 года. Осужденные обвинялись в терроризме, убийствах, разбойных нападениях, похищении и взятии в заложники людей, незаконном хранении оружия. В ходе следствия предъявленные им обвинения были полностью доказаны. Впервые в истории суверенного Таджикистана одновременно было вынесено сразу 9 смертных приговоров. Остальные члены группировки были приговорены к разным срокам лишения свободы - от 2 до 25 лет.

Серия многочисленных показательных судебных процессов над членами организации "Хизб ут-Тахрир" была проведена в Узбекистане. Однако, как уже отмечалось выше, большинство этих процессов и вынесенных ими приговоров сомнительны в правовом отношении, поскольку основывались на откровенно сфабрикованных данных следствия.

Вместе с тем в Узбекистане по инициативе его президента был проведен такой акт, призванный, согласно официальной пропаганде, снизить уровень проявлений терроризма и экстремизма в республике, как объявление еще в декабре 2002 года амнистии для некоторых категорий заключенных, осужденных за причастность к "экстремистским исламским организациям".10 марта 2003 года по этой амнистии были отпущены на свободу члены "Хизб ут-Тахрир" и многие другие, осужденные за религиозный экстремизм, - всего более 900 человек.

Однако применение узбекскими властями данной меры в целях борьбы с терроризмом и экстремизмом нельзя назвать эффективным шагом. Прежде всего, под амнистию попали те лица, которые были осуждены необоснованно и не представляют собой никакой угрозы для национальной безопасности страны. Кроме того, отмечены факты, когда некоторые из амнистированных были затем вновь арестованы правоохранительными органами и осуждены на новые сроки. Подобные же действия властей способны вызвать рост скрытого протеста у значительной части населения Узбекистана, что в свою очередь может привести его к оказанию гласной или негласной поддержки любым действиям, направленным против государства и его органов.

В некоторых случаях государство прибегает к помощи официальных структур исламской религии и их представителям в целях оказания через них соответствующего воздействия на исповедующих данную религию граждан. К примеру, в Киргизии на межведомственном совещании, прошедшем 22 апреля в Оше, выступил глава Духовного управления мусульман Киргизии муфтий Мураталы-ажы Жуманов, который призвал общественность и религиозных деятелей вести более действенную работу против крайних течений ислама и направлять ислам в русло современности. А еще в феврале 2003 года он провел несколько встреч со студентами Кыргызско-узбекского и Ошского Государственного университетов, где поднимал вопрос об угрозе для общества со стороны экстремистских организаций, прикрывающихся лозунгами ислама.

Заметные события в 2003 году произошли в сфере межгосударственного и международного сотрудничества по вопросам противодействия борьбы с терроризмом и экстремизмом. Наиболее интенсивно данное сотрудничество развивается в рамках таких структур, деятельность которых направлена на обеспечение коллективной безопасности, как Организация договора о коллективной безопасности, Шанхайская организация сотрудничества, Антитеррористический центр СНГ и т.д.

В частности, 20-21 марта в Москве прошло совещание секретарей Советов безопасности стран-участниц ДКБ, на которых рассматривались меры противодействия возможным негативным последствиям войны США с Ираком. Примечательным моментом стало участие в этом совещании президента России Владимира Путина, который заявил, что в сложившейся ситуации задача региональных организация безопасности, включая и ДКБ, - минимизировать возможные негативные последствия военной акции, сохранить стабильность в регионе и обеспечить безопасность наших граждан и, что крайне важно, отстоять единство мирового сообщества в противодействии терроризму.

В начале апреля в Таджикистане были проведены учения коллективных сил быстрого развертывания (КБСР) ОДКБ, созданных в мае 2001 года. КБСР предназначены для оказания противодействия любым угрозам коллективной безопасности и предотвращения возможной агрессии против любого из государств-членов ОДКБ. В ходе данных учений, в частности, был отработан план противодействия возможному проникновению бандформирований на территорию Таджикистана.

23-24 апреля в Москве было проведено Совещание руководителей органов безопасности, спецслужб и правоохранительных органов более 50 стран мира, в том числе и государств Центральной Азии. На данном совещании были обсуждены вопросы совершенствования взаимодействия спецслужб и правоохранительных органов в противодействии финансированию терроризма, улучшения обмена оперативной информацией в рамках выполнения требований по резолюции Совета Безопасности ООН 1373, принятой в 2001 году, а также по предотвращению и пресечению крупномасштабных террористических актов. Подобный форум мировых спецслужб стал одной из новых форм организации многостороннего сотрудничества на антитерористическом направлении.

С 9 по 11 июня антитеррористический Центр /АТЦ/ СНГ провел в Крыму совместные тактико-специальные учения "Азов-Антитеррор-2003" подразделений антитеррора по отработке действий по освобождению заложников и нейтрализации террористов на объектах морского транспорта. В учениях приняли участие представители подразделений спецслужб России, Украины и Казахстана (спецподразделение "Арыстан" - прим.).

10-11 июня в Ереване состоялось 14-е заседание Совета руководителей органов безопасности и спецслужб государств СНГ (СОРБ). В ходе заседания обсуждалось 19 вопросов и было принято 11 решений. В частности, была утверждена программа по борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма на 2003 год. Были также приняты решения об оптимизации обмена информацией между органами безопасности государств Содружества, об обмене опытом по предупреждению чрезвычайных происшествий на объектах энергетики, нефтегазового и минерально-сырьевого комплексов, а также об обмене образцами наркотических и психотропных веществ.

1 августа в Оше (Киргизия) прошло совещание руководителей служб безопасности и правоохранительных органов государств - членов Центрально-Азиатского сотрудничества (ЦАС). На нем были обсуждены вопросы оперативного взаимодействия и гармонизации национальных законодательств в сфере борьбы с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков. По итогам совещания был подписан протокол встречи, в котором были оговорены меры, способствующие развитию межгосударственного сотрудничества по данным вопросам.

В начале августа на юге Казахстана и на севере Китая несколько дней продолжались международные учения армий стран - участниц ШОС "Взаимодействие-2003". Это были первые войсковые учения ШОС с момента подписания 15 июня 2001 года Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. В ходе этих учений были отработаны различные войсковые операции по обезвреживанию вооруженных террористических групп.

4-5 сентября в Ташкенте прошло Внеочередное заседание Совета министров иностранных дел государств - участников ШОС. Одним из основных пунктов повестки заседания стало обсуждение вопросов, связанных с организацией Региональной антитеррористической структуры ШОС, штаб-квартира которой, по решению стран-участниц, будет размещаться в столице Узбекистана.

28-31 октября в Бишкеке состоялось 15-ое заседание СОРБ СНГ. На нем были обсуждены вопросы взаимодействия в сфере обмена и распространения информации, борьбы с экономическими преступлениями, контрабандой товаров и наркотиков. Также были рассмотрены и приняты программа борьбы с преступностью на 2003-2004 годы и концепция борьбы с международным терроризмом.

10-11 ноября в Алматы по инициативе КНБ РК прошла научно-практическая конференция по проблемам борьбы с терроризмом в современных условиях. В ней приняли участие руководящие работники, эксперты и специалисты Антитеррористического центра стран (АТЦ) СНГ, спецслужб Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, России и Украины. В ходе конференции его участниками обсуждались вопросы совокупности причин и факторов, влияющих на рост терроризма, теории и практики проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, причастных к международным террористическим и экстремистским организациям, расследования уголовных дел, возбужденных в их отношении. Состоялся обмен опытом по обеспечению безопасности стратегических и иных важных объектов, предприятий повышенной опасности, совершенствованию работы по созданию действенных административных и оперативных мер по противодействию проникновению международного терроризма на территорию СНГ, тесному взаимодействию спецслужб в рамках АТЦ, а также ряд других проблем, представляющих взаимный интерес

В рамках двусторонних отношений сотрудничество стран Центральной Азии по вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом в рассматриваемый период наиболее интенсивно развивалось с США, Китаем и отдельными странами Европейского союза.

В частности, 27 января в министерстве иностранных дел Таджикистана состоялась церемония подписания соглашения между правительствами РТ и США "О сотрудничестве в области и контроля за наркотиками и сотрудничестве в области правоохранительных органов". Согласно данному документу, в целях усиления потенциала Агентства по контролю за наркотиками при Президенте РТ и государственного комитета по охране границы при Правительстве РТ в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков правительства Таджикистан и США открывают совместный проект, предусматривающий предоставления новейшего оборудования и обучения персонала этих ведомств.

В мае правительство Казахстана приняло постановления, в которых были одобрены проекты Меморандумов о предоставлении аэропорта города Шымкент в качестве запасного для военных самолетов Норвегии и Дании, оперирующих из аэропорта "Манас" (Киргизия). Данная акция была проведена Казахстаном в поддержку антитеррористической операции международных сил "Несокрушимая свобода" в Афганистане. Соответствующие меморандумы с указанными странами были подписаны чуть позже. Согласно им самолеты Норвегии и Дании могут производить незапланированные посадки в аэропорту Шымкента только в случаях аварийных ситуаций на борту, ставящих под угрозу безопасность полета и требующих немедленной посадки самолета, по погодным условиям ниже минимально требуемого уровня для посадки в аэропорту "Манас" или чрезвычайного закрытия его взлетно-посадочных полос

9 сентября министрами иностранных дел Киргизии и Китая было подписано Киргизско-китайское совместное информационное коммюнике. Согласно этому документу стороны констатируют, что терроризм, сепаратизм и экстремизм все еще остаются главной угрозой безопасности и стабильности в регионе. В соответствии с положениями Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также Соглашения между КР и КНР о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, оба государства будут усиливать координацию и сотрудничество между соответствующими ведомствами двух стран и предпринимать действенные меры в рамках ШОС для совместной борьбы с терроризмом во всех его формах и проявлениях, в том числе с террористическими силами т.н. "Восточного Туркестана", в интересах обеспечения мира и стабильности двух стран и региона в целом. При этом стороны считают, что борьба против террористических сил "Восточного Туркестана" является важной составной частью борьбы против международного терроризма.