На главную страницу
Сайт Agentura.ru - о спецслужбах России и мира: информация о тех, кто традиционно стремится остаться в тени...
Борьба с терроризмомПарламентский контроль
 
Www.Agentura.Ru
English
Search

 

webmaster@agentura.ru
© Агентура, 2000-2006 гг.
Пишите нам   Пишите нам
TopList Rambler's Top100 ServiceRambler's Top100 Service

  

 

Ужесточение антитеррористического законодательства / Испания

В Европе наряду с Францией испанские органы защиты правопорядка наделены наибольшими полномочиями в борьбе с терроризмом в Европе. 

В Испании нет закона "О борьбе с терроризмом". Все определения терроризма содержатся в Уголовном Кодексе (Cedigo Penal, CP). Уголовно-процессуальный Кодекс  (Ley de Enjuiciamiento Criminal, LEC) определяет порядок действий правоохранительных органов, в то же время ограничивая права подозреваемых в терроризме. Эти специальные меры определены в статье 55 (2) Конституции, которая прописывает приостановление гражданских прав относительно времени задержания, сохранения неприкосновенности жилища и тайны частной переписки "в отношении определенных лиц в связи с расследованиями действий вооруженных банд или террористических групп". 

Статья 571 Уголовного кодекса определяет террористов как "тех, кто, принадлежит, действует в составе, или сотрудничает с вооруженными группами, организациями или группами, цель которых состоит в том, чтобы ниспровергать конституционный порядок или серьезно изменять общественный мир", осуществляют атаки, описанные в Статье 346 (нападения на здания, транспорт или инфраструктуру с использованием взрывчатых устройств) и Статьи 351 (поджог, вызывающий риск раны или смерти). Статья не предполагает уголовной ответственности за простой акт принадлежности к такой группе, а скорее за участие в преступных действиях, осуществленных членами этих групп с вышеупомянутыми целями. Статьи 572-579 устанавливают минимальные и максимальные тюремные сроки для различных преступлений, осуществленных членами определенных вооруженных групп или тех, кто действуют от их имени. Статья 580 позволяет испанским судам признавать приговоры иностранных судов в отношении действий вооруженных групп, как эквивалентные приговорам по испанскому законодательству. 

Принципиальные особенности антитеррористического законодательства Испании - увеличенный период задержания подозреваемого до того, как он предстанет перед судьей, а также использование задержания с ограниченным общением задержанного с внешним миром.

Уголовно-процессуальный кодекс (LEC) устанавливает, что все арестованные должны предстать перед судьей в течение семидесяти двух часов после ареста, а для задержанных по подозрению в членстве или сотрудничестве с вооруженной группой (включая террористические организации) этот срок может быть увеличен еще на сорок восемь часов. Это означает, что подозреваемые в терроризме могут быть задержаны без санкции суда на пять дней. 

LEC также предусматривает, что судья может дать задержанному статус "incommunicado" (отрезанный от внешнего мира) на время задержания (на три или пять дней). Между тем,  обвиняемые в членстве или сотрудничестве с вооруженной группой (включая террористические организации) или те, кто подозревается в совершении преступления в составе группы (трое и больше) могут быть признаны incommunicado на дополнительные пять дней. Кроме того, статус отрезанного от внешнего мира может быть дан повторно, даже после того, как максимальные десять дней истекли, на еще три дня. Ограничения и права отрезанных от внешнего мира задержанным заключаются в следующем.

Задержанные со статусом incommunicado имеют право: 

  • Немедленно получить информацию об основаниях для ареста и своих правах; 
  • Не давать показаний до встречи с судьей; 
  • Не признавать свою вину; 
  • Использовать, бесплатно, переводчика, в случае необходимости; 
  • Уведомить свое консульство, в случае если они - иностранные граждане; 
  • Получить медицинскую экспертизу государственного судебного медика, и просить повторную экспертизу другого государственного судебного медика. 

В отличие от всех других задержанных, incommunicado не имеют права: 

  • Уведомить родственников или третье лицо по их выбору об аресте и месте задержания; 
  • Получать и посылать корреспонденцию или пользоваться другими видами связи; 
  • Рассчитывать на посещения религиозных деятелей, частного доктора, родственников, друзей или любого другого человека; 
  • Выбрать своего собственного адвоката - их защиту должен осуществлять поверенный в делах (legal aid attorney); 
  • Конфиденциально консультироваться с поверенным в любое время. 

Нормы, носящие превентивный характер, содержатся в УК Испании 1995 г., а также в Органическом законе от 26 декабря 1984 г. "О борьбе с вооруженными бандами и террористическими элементами", принятый во исполнение п. 2 ст. 55 Конституции 1978 г. и признанный большинством как закон, направленный на усиление борьбы с терроризмом. Здесь также существуют рекомпенсивные по существу нормы. Так, ст. 579 УК Испании предусматривает сокращение размера наказания на одну или две ступени, чем предусмотрено в Законе за соответствующее преступление, лицу, которое добровольно прекратит свою преступную деятельность и предстанет перед властями, признаваясь в совершенных деяниях, и, кроме того, будет содействовать властям в предотвращении совершения преступления;

  • либо окажет существенную помощь в идентификации или аресте других лиц, которые должны понести ответственность;
  • либо окажет помощь в прекращении деятельности или развития вооруженных формирований или террористических групп, в которых оно участвовало либо которым оказывало содействие. 

Не исключается и полное освобождение от наказания раскаявшегося лица, если совершенные им действия не образуют состав иного преступления, а его активное сотрудничество позволило установить прочих преступников, предотвратить совершение преступления или наступление преступного результата, а также предотвратить создание вооруженных бандитских, террористических и иных мятежных формирований (ст. 6 Органического закона). / Источник: Журнал российского права "Предупреждение террористических актов по законодательству Франции, Италии и Испании" А. Меньших /

Всех подозреваемых в терроризме судят в Национальном Высшем Суде Audiencia Nacional. Этот суд был создан в 1977 году, его юрисдикция распространяется на "преступления, совершенные людьми, принадлежащими вооруженным группам или связанные с террористами или мятежниками, и на тех, кто в таким образом сотрудничает с этими группами или отдельными людьми". В составе  Audiencia Nacional шесть следственных магистратов и столько же палат по уголовным делам, каждый контролируется группой из трех профессиональных судей. До недавнего времени, в Суде было только два обвинителя, специализирующихся на международном терроризме. В мае 2004 года Генеральный прокурор Конд-Пампидо объявил о намерении увеличить это число до шести. 

В марте 2003 года Европейский комитет по предотвращению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (КПП) обнародовал результаты своего посещения страны в июле 2001 года. В отчете критиковалась неспособность властей, несмотря на высказанные ими ранее заверения, осуществить предыдущие рекомендации КПП. В их числе было право доступа к адвокатам в начале задержания для подозреваемых, взятых под стражу в соответствии с "антитеррористическим" законодательством. КПП призвал к конкретным действиям по осуществлению двух других фундаментальных гарантий - права сообщить о факте задержания третьему лицу и права на проведение медицинской экспертизы врачом по выбору, а также официально назначенным врачом. Он также настаивал на создании абсолютно независимого органа для рассмотрения жалоб в отношении правоохранительных органов. Однако власти увеличили более чем вдвое максимальный срок предварительного заключения. В октябре 2003 года вступила в силу реформа Уголовно-процессуального кодекса в отношении предварительного заключения. Она позволяла содержать задержанного под стражей в целом в течение 13 дней: до пяти дней в полиции или в органах службы безопасности, плюс еще восемь дней в тюрьме в том случае, если это предписано судьей. / Отчет "Международной Амнистии" /

Ссылки: