Глава 51. Диалог глухихАфганистан, Нахрин, наши дни. AP Photo/Greg Baker Очевидно, именно поражениями на северном фронте объясняется согласие муллы Омара на проведение повторной встречи с представителями "северного альянса", которая и состоялась в середине февраля 1999 года в Ашгабате под эгидой ООН. Результат ее, правда, также оказался не слишком обнадеживающим, однако стороны достигли договоренности о новом раунде переговоров, прошедшем 11 марта. Главным партнером талибов по переговорам являлся Ахмад Шах Масуд - на тот момент фактически единственный серьезный лидер оппозиции. В отличие от прочих его соратников по оружию, Масуд сохранил под своим командованием достаточно многочисленную и профессиональную группировку. Контролируемые им и по сей день значительные и, главное, стратегически важные территории заставляют талибов с ним считаться. Прочие же антиталибовские группировки, как узбекские, так и шиитские, в момент возобновления переговоров уже практически не являли собой серьезной военной силы (исключением, пожалуй, являются партизанские соединения северо-восточного Афганистана - провинций Бадахшан и Тахар, - которые либо непосредственно подчиняются Масуду, либо выступают в качестве его союзников). Примечательно, что, даже несмотря на ведущиеся формально переговоры, в первой половине 1999 года талибы называли Ахмад Шаха своим "врагом номер один". Незадолго до мартовской встречи в Ашгабате мулла Мохаммад Омар лично поклялся "вымести Масуда метлой из страны". Переговоры, тем не менее, продолжились и второй их раунд длился целых три дня - до 14 марта. На этот раз делегацию талибов возглавил Вакиль Ахмад Муттавакиль. Стороны обсудили "возможное прекращение огня", обмен военнопленными, а также (в самых общих чертах) наиболее важную для них проблему распределния ролей в будущем коалиционном правительстве. Позиция талибов по последнему вопросу оказалась откровенно провокационной. Они выставили Ахмад Шаху целый ряд категоричных условий, на которые он не мог согласиться: полное разоружение его формирований, безоговорочное признание Мохаммада Омара главой государства, принятие шариата в трактовке движения "Талибан". Кроме того, талибы требовали, чтобы все ключевые посты в будущем гипотетическом правительстве принадлежали исключительно им, а 95 процентов штата властных структур составляли пуштуны. Масуду же они готовы были отдать в лучшем случае... министерство сельского хозяйства! Это, кстати, было неприемлемо не только для "северного альянса", но также и для группы "6+2", настаивающей на создании в Афганистане коалиционного правительства с широким представительством этнических меньшинств. В конечном итоге, требования талибов привели к фактическому срыву переговоров в Ашгабате, и диалог между ними и "северным альянсом" не возобновлялся вплоть до сего дня. Казалось, этот дипломатический провал вкупе с экономическими санкциями, введенными в прошлой году США после отказа талибов выдать Вашингтону Осаму бин-Ладена, способен значительно ослабить позиции правительства Мохаммада Омара. Однако ситуация в самом Афганистане и вокруг него получила совершенно иное развитие... Смотри далее: |
НОВОСТИ
|