Тажин Марат МухамбетказиевичСекретарь Совета безопасности (назначен в декабре 2001 года), экс-председатель Комитета национальной безопасности республики Казахстан(Родился 8 апреля 1960 г. в г. Актюбинске в семье партийного работника, отец - Мухамбетказы Каусович Тажин (1933-91) - профессор, кандидат исторических наук, секретарь по идеологии Гурьевского обкома партии, доцент Алма-Атинской высшей партийной школы, зав. кафедрой истории КПСС Казахского института физической культуры, зам. председателя Республиканского общества "Знание"). Тажины - представители Младшего жуза (племенного объединения) казахов, населяющих, главным образом, западные районы страны. Младший жуз - самый малочисленный и слабо представленный во властных органах, но, вместе с тем, в последние годы элиты жуза весьма значительно разбогатели за счет нефтяных месторождений, расположенных на их территории (Тенгиз, Эмба, Новый Узень и др.) и подконтрольных жузу. Воинского звания не имеет. В армии не служил. Свободно владеет английским языком. Окончил Алма-Атинский институт народного хозяйства (1981) по специальности "экономист". Кандидат философских наук (1985). Доктор социологических наук (1990, тема диссертации - "Методологические аспекты исследования социально-территориальных различий"). Профессор (1993). Академик Академии социальных наук РК (1995). Академик Российской Академии социальных наук (февр. 1997). Академик и президент Академии политической науки РК (1997). В 1981-83 - инженер-экономист Совета по изучению производственных сил (СОПС) АН КазССР. В 1983-87 - аспирант, преподаватель Казахского Государственного Университета. В 1987-88 - стажер Лондонского Университета (Великобритания). В 1988-91 - старший преподаватель, доцент кафедры социологии КазГУ. В 1991-92 - зав. кафедрой Института повышения квалификации преподавателей общественных наук при КазГУ. В 1992-93 - 1-й зам. зав. отделом внутренней политики Аппарата Президента и Кабинета министров (приглашен на эту должность назначенным заведующим новообразованным отделом 31-летним родственником президента страны А.Сарсенбаевым, стал зав. отделом администрации с должности главного редактора студенческой газеты "Горизонт"). В январе-июне 1993 - заведующий отделом внутренней политики Аппарта Президента и Кабинета министров (А.Сарсенбаев пошел на повышение, стал министром по делам печати и информации). В июне 1993-октябре 1994 - зам. руководителя Аппарата Президента и Кабинета министров - руководитель Информационно-аналитического центра Аппарата. (центр создан по инициативе М.Тажина и стал выполнять функции основной аналитической структуры главы государства, с июне 1993 года М.Тажин бессменно руководит информационно-аналитическим обеспечением деятельности руководства страны, контролируя через свои кадры ИАЦ и структуры-преемники центра). В октябре 1994-октябре 1995 - Государственный советник Республики Казахстан - руководитель ИАЦ Аппарата Президента В октябре 1995-феврале 1999 - зам. руководителя Администрации Президента - руководитель Центра анализа и стратегических исследований (переименованный ИАЦ). В феврале 1999-мае 2001 - помощник Президента РК по национальной безопасности - секретарь Совета безопасности РК. 4 мая 2001 - указом Президента назначен председателем Комитета национальной безопасности РК. (одновременно А.Сарсенбаев назначен Секретарем Совета безопасности РК). Постоянный (по должности) член Совета безопасности РК, председатель Межведомственной комиссии СБ РК по противодействию религиозному экстремизму. Был членом (с июня 1993 г.) и заместителем председателя Национального совета по государственной политике при Президенте РК (до 1997 г.). В феврале-ноябре 1997 - член Высшего экономического совета при Президенте. В январе-апреле 2000 - и.о. председателя Государственной комиссии РК по борьбе с коррупцией. До 1991 - член КПСС. В 1993-95 - зам. председателя Политического Совета Союза "Народное Единство Казахстана" (в то время - основная про-президентская партия в стране, с 1999 года - не существует). В 1995-99 - член ЦК Демократической партии Казахстана (одной из про-президентских партий, с 1999 г. - также не существует). Автор книг: "Региональное исследование в СССР" (Лондон, 1988), "Непроизводственная активность городского населения в СССР" (Гаага, 1989), "Человек. Город. Регион" (Алма-Ата, "Казахстан", 1990, 139 стр.), "Региональная социология. Учебное пособие" (Алматы, "Атамура", 1993, 176 стр., в соавторстве с М.Тажимбетовым); "Региональное исследование в СССР" (Лондон, 1988, на англ. яз.); "Непроизводственная активнсоть городского населения в СССР" (Лондон, 1989, на англ. яз.), брошюра "Рекреационные условия жизнедеятельности городских жителей" (Гаага, 1989, на англ. яз.). . Женат. Воспитывает дочь. В июне 1998 г. был одним из трех официальных оппонентов при защите докторской диссертации Дариги Н.Назарбаевой (старшая дочь президента) в Российской Академии Государственной службы, Москва. С 1996 г. - Председатель совета попечителей КИМЭП/НВШГУ (Казахстанский институт менеджмента, экономики и прогнозироания - Национальная высшая школа государственного управления - одни из самых престижных высших учебных заведений в стране). Член редколлегии республиканских общественно-политических журналов "Мысль", "Казахстан-спектр", "Саясат". По данным - Ашимбаев Д.Р. Кто есть Кто в Казахстане, Алматы, "Credo”, 2001, 509 с.; Асылбеков А.З. Кто есть Кто в Республике Казахстан. 1996-1997 гг.
МАТЕРИАЛЫ К БИОГРАФИИ: По данным аналитиков Независимого информационного агентства "Политон" (Казахстан), - "между ним и Абыкаевым давно длится соперничество за влияние на Президента", он имел отношение к отставке Н.Абыкаева и М.Алтынбаева и "по некоторым позициям он близок группе Алиева". (Комментарии по кадровым перестановкам в министерстве обороны и комитете национальной безопасности Республики Казахстан//Начнем с понедельника, 1 сентября 1999). Примечание: Абыкаев Нуртай (1947 г.р.) один из наиболее влиятельных политиков из близкого окружения Н.Назарбаева, по некоторым данным, его родственник и соплеменник "шапраштинец" Старшего жуза. Чрезвычайный и Полномочный Посол, генерал-майор, доктор экономических наук. По образованию "инженер-механик". В 1990-95 - руководитель Президентской Администрации. В 1995-96 - посол в Лондоне. В 1996-98 - первый помощник Президента. В сентябре 1998-августе 1999 - председатель КНБ РК (снят за скандал с МиГами). С апреля 2000 г. по н.вр. - первый вице-министр иностранных дел. Алтынбаев Мухтар (1945 г.р.) по некоторым данным также дальний родственник Н.Назарбаева. Генерал-полковник. Окончил Армавирское летное училище и Военную Академию ПВО. В 1992-96 - заместитель министра обороны по ПВО, командующий ВВС. В 1996-99 - министр обороны (снят одновременно с Н.Абыкаевым за торговлю МиГами). С марта 2000 г. по н.вр. - командующий Силами воздушной обороны ВС РК. Алиев Рахат Мухтарович (1962 г.р.) доктор медицины, генерал-майор. В 1997-99 - директор департамента/комитета Налоговой полиции РК. В 1999-2001 - начальник Управления КНБ по г.Алма-Ате и области. Одновременно, с июня 2000 г. - заместитель, с мая 2001 - 1-й заместитель председателя КНБ РК. Многими аналитиками рассматривается в качестве возможного преемника Н.Назарбаева на посту президента, в этой связи ведет затяжную борьбу за власть с другими родственниками - вторым зятем Т.Кулибаевым, племянником Н.Назарбаева - Кайратом Сатыпалды-Назарбаевым, Н.Абыкаевым и А.Есимовым. *** Согласно опросам Центрально-азиатского агентства политических исследований (Казахстан) в рейтингах наиболее влиятельных политиков и государственных деятелей Казахстана последовательно занимал: март 2000 г. - 7 место; апрель 2000 г. - делил 6/7 место; май 2000 г. - 5 место (причем, не вошел в "10-ку" ни оказавших "наиболее положительное" ни "наиболее отрицательное" влияние политиков); с июня по сентябрь 2000 г., ежемесячно - 4 место; октябрь 2000 г. - 2 место; ноябрь 2000 г. - 4 место; декабрь 2000 г. - 5 место; январь/февраль 2001 г. - 12 место; май/июнь 2001 - 6 место. Интернет-сайт АПИ *** Кадровая политика Нурсултана Назарбаева Нурбулат МАСАНОВ - доктор исторических наук, профессор (Казахстан) Последние изменения в Правительстве и ближайшем окружении Нурсултана Назарбаева свидетельствуют о том, что "круг замкнулся". Напомним, что главой Комитета национальной безопасности (бывшее КГБ) впервые стал сугубо гражданский человек Марат Тажин (1960 г.р.), до последнего времени осуществлявший обязанности секретаря Совета безопасности РК (с февраля 1999 г.). Работая с 1992 г. в Аппарате президента, бывший преподаватель Казахского Государственного университета М.Тажин сделал блестящую карьеру за совсем небольшое время. Уже в январе 1993 г. он возглавил отдел внутренней политики Аппарата президента, а в июне того же года стал заместителем руководителя Аппарата президента. Но Тажин все же больше известен как руководитель Информационно-аналитического центра - некоего “мозгового треста” президентской администрации. В качестве руководителя данного центра Тажин специализировался как на продуцировании и продвижении в жизнь важнейших стратегических идей Н.Назарбаева, в частности таких как “евразийство”, “2030” и др., так и на повседневной и рутинной работе по интеллектуальному обслуживанию президента, написанию его работ и приданию внешнего лоска его речам и выступлениям. Быстрый карьерный рост Тажина объясняется в первую очередь тем, что в довольно бедном на умы президентском окружении он легко выделялся умением более или менее аргументировано говорить, ссылаясь на результаты проводимых его центром многочисленных социологических исследований. С другой стороны, Тажин обладает потрясающим аппаратным чутьем. Неустанно пытаясь угодить президенту, он никогда не был равнодушным исполнителем чужих идей, всегда старался предугадать желания президента и внести что-то свое, обрамляя это в красивую и оригинальную “упаковку”. Творческая личность и исполнительская ретивость вкупе с потрясающей работоспособностью довольно быстро сделали Тажина незаменимым в окружении президента. При этом он не презентабелен, в отличие от большинства казахских чиновников не стремится на первые роли, более того старается оставаться в тени, избегает общения с прессой, что так же не могло не нравиться весьма ревнивому на успехи своего окружения Н.Назарбаеву. Так же как и его шеф М.Тажин не терпит вблизи себя и президента других умников, стараясь оттеснить их на вторые роли. Хорошо известны его конфликты с С.Жусуповым, Е.Ертысбаевым и другими интеллектуалами, которые не желали мириться с ролью “рабочих лошадок” в президентском окружении. Нынешнее новое назначение М.Тажина подтвердило давно циркулировавшие сведения о его сближении с супервлиятельным президентским зятем Рахатом Алиевым. Теперь, можно предположить, КНБ из сугубо функциональной и второстепенной госструктуры снова становится весьма серьезным политическим органом. Потеряв свое значение в последние годы советской власти, казахстанский КНБ/КГБ ныне приобрел “второе дыхание” и отодвинул от руководства кадровых кэгэбешников, найдя новых покровителей в лице зятя президента Рахата Алиева. Приход Тажина к руководству КНБ на фоне значительного усиления позиций бывшего КГБ в соседней России свидетельствует о том, что видимо уже в ближайшее время данная структура станет мощным политическим инструментом борьбы за власть и значительного возрастания ее роли в государственно-политической жизни страны. Некоторые аналитики считают, что умник Тажин должен будет также создать более привлекательный имидж КНБ, что возможно скорее всего посредством публичной деятельности. Но для этого необходим выход Тажина из тени под свет прожекторов. Готов ли он к этому? Несомненно. Приведет ли это к ревности и негативной реакции Семьи? Так же очевидно. На наш же взгляд, КНБ здесь вообще ни причем. Эта структура будет использоваться не для ее собственной популяризации, а для завоевания власти. И задача Тажина в другом - помочь Рахату Алиеву либо его супруге Дариге Назарбаевой стать легитимными претендентами на высший пост в стране. Для этого, как минимум, необходимо превратить КНБ в мощнейшее орудие политической борьбы. Изощренный ум Тажина призван сделать данную структуру реальным органом, способным взять под свой неусыпный и всесторонний контроль всю государственно-политическую сферу и самое главное помочь Семье при любых бурях и трансформациях устоять, выжить и сохранить свое влияние, власть и собственность. С другой стороны, уход М.Тажина из администрации президента свидетельствует о том, что Н.Назарбаев считает, что его власть крепка как никогда и не нуждается в каком-либо серьезном интеллектуальном обосновании для внутреннего и внешнего пользования. До выборов далеко. Экономических санкций нет. Запад застыл в полной неопределенности - то ли простить казахстанским властям все их прегрешения в ожидании “нефтяного” бума, то ли молча “спустить все на тормозах”. Наступила передышка и можно перевести дыхание. Поэтому казахстанский режим решил воспользоваться передышкой и провести серьезную перегруппировку сил. Весьма симптоматичным является и новое назначение Алтынбека Сарсенбаева (1962 г.р.), на протяжении последних 8 лет возглавлявшего Министерство информации и печати и много сделавшего для ограничения свободы слова в стране. После принятия последнего закона о средствах массовой информации, после которого независимых СМИ в стране уже не осталось, деятельность А.Сарсенбаева в данном министерстве перестала быть необходимостью и его передвинули на важный пост секретаря Совета безопасности. Иначе говоря, “дело сделано”. В награду новая престижная должность с не очень обременительными функциями. Взамен Сарсенбаева Министерство информации, потерявшее ныне свое стратегически важное значение, возглавил весьма далекий от президентского окружения Мухтар Кул-Мухамед. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что именно хорошо проверенными и преданными лично Н.Назарбаеву кадрами, такими как М.Тажин, А.Сарсенбаев, А.Мусаев, президент наполняет все структуры безопасности вокруг себя. Очевидно, что если раньше в этих структурах было много как бы случайных и не очень надежных людей, то теперь акцент кадровой политики из экономических и правовых министерств явно перенесен в органы безопасности прежде всего самого президента. Министерство обороны с октября 1999 г. возглавил не кадровый военный Сат Токпакбаев, выходец из КГБ, прежде возглавлявший службу охраны президента. Другой кэгэбешник, по-видимому, протеже Рахата Алиева, бывший до последнего времени председателем КНБ Альнур Мусаев ныне возглавил службу охраны президента. И, наоборот, социолог и кадровый аппаратчик М.Тажин возглавил КНБ. Журналист А.Сарсенбаев стал секретарем Совета безопасности. Бывший Генеральный прокурор Жармахан Туякбай руководит с декабря 1999 г. Мажилисом Парламента. Если учесть, что весьма близкие к семье президента люди Кайрат Мами и Рашид Тусупбеков возглавили соответственно Верховный Суд (с сентября 2000 г.) и Генеральную прокуратуру (с декабря 2000 г.), то общая картина становится очевидной. Силовиков расставляют в сугубо гражданских структурах, тогда как лично преданных и афилированных с семьей президента гражданских лиц, наоборот, - в сугубо силовых органах. Не случайным в этой связи является и отстранение посмевшего противостоять Рахату Алиеву Каирбека Сулейменова от руководства МВД. Весьма интересна и промелькнувшая в казахстанских СМИ информация о том, что со слов бывшего шефа КНБ А.Мусаева во всех министерствах отныне вводится должность замминистра для кадровых офицеров КНБ. Весьма примечательным является и последнее назначение родного племянника президента кадрового военного и кээнбешника Кайрата Сатыпалды вице-президентом “Казахойл”. Таким образом, становится очевидным, что кадровые приоритеты политики Н.Назарбаева в значительной степени перенесены из регионов и Кабинета министров в силовые и политические структуры. Экономические сферы отданы на откуп молодым технократам - Зейнулле Какимжанову (министр государственных доходов), Уразу Джандосову (вице-премьер), Сауату Мынбаеву (министр сельского хозяйства), Григорию Марченко (председатель Национального банка) и др. Кабинет министров возглавляет маловлиятельный и не амбициозный кадровый дипломат Касымжомарт Токаев, задача которого заключается в придании некоего внешнего лоска респектабельности казахстанским властям. Противовесом технократам в Кабинете министров является весьма солидная группа традиционалистов в лице вице-премьеров Данияла Ахметова, Имангали Тасмагамбетова и др. Обращает на себя внимание и то, что наиболее ключевые должности в окружении президента занимают выходцы из Старшего жуза, к которому принадлежит и сам президент Н.Назарбаев. К Старшему жузу, в частности, относятся оба зятя президента Рахат Алиев и Тимур Кулибаев, министр обороны С.Токпакбаев, премьер-министр К.Токаев, глава службы охраны президента А. Мусаев, председатель Верховного Суда К.Мами, секретарь Совета безопасности А.Сарсенбаев, вице-премьер У.Джандосов, министр экономики и торговли Ж.Кулекеев и многие др. Последние кадровые изменения свидетельствуют о том, что президент более всего озабочен дальнейшим усилением своей личной власти, а не обещанными всему миру и международным организациям политическими реформами. Более того кадровые перестановки последних лет прямо указывают на то, что Казахстан все дальше уходит от демократии и не собирается проводить демократические реформы. Непотизм, клановость порождают тотальную коррупцию казахстанских властей. При этом очевидно, что в Евразии намечается серьезный альянс между недемократическими режимами Китая, России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана и другими посттоталитарными странами на всем постсоветском пространстве. Сайт http://www.iicas.org/articles/anv_11_05_01.htm IEI, 11 мая 2001 года *** “Только не поймите меня правильно!” Александр АЛЬБРЕХТ В казахстанской политической жизни случилось событие: темной астанинской ночью президент Назарбаев назначил Марата Тажина председателем Комитета национальной безопасности, а Алтынбека Сарсенбаеава, наоборот, на место Тажина - в Совет безопасности. Как принадлежащие президенту и его семье газеты и телевидение могли прокомментировать кадровую рокировку, представить не трудно. Чтобы стать на место работающих там журналистов, надо вообразить, что вас связали, неглубоко засунули под ногти иголки и постоянно спрашивают, одобряете ли вы такой ход событий. Естественно, одобрите. И даже горячо поддержите. Одновременно с крепостными журналистами в восторг пришли и журналисты относительно вольные, для которых барщина с самого начала заменена оброком, то есть, работающие в казахстанском Интернете. Сайт “Навигатор”, входящий в издательско-телевизионный комплекс А. Байтасова, откликается на событие материалом, где в графе “автор” стоит просто и скромно - ИАЦ “Мегаполис”. То есть весь информационно-аналитический мегаполис, сливаясь в едином порыве, родил такие слова: “Марат Мухамедказиевич Тажин вне всякого сомнения занимает особое место во властной элите. Он один из тех редких государственных служащих, которые обладают глубокими познаниями в философии, социологии и в целом в политологии. Вкупе с высокой квалификацией М.Тажина в общественных науках он также обладает таким редким качеством, как системное мышление, и, следовательно, демонстрирует системный подход ко всем вопросам…” Напоминает некролог советских времен или биографию кандидата в депутаты Верховного Совет. О покойниках и кандидатах в депутаты - только хорошее! “…Политическая культура современного Казахстана немыслима без этой фигуры, хотя бы по той простой причине, что все, что в ней есть современного, цивилизованного и прогрессивного привнесено ею же…” Это точно. Привнесенное М. Тажиным “высоко оценено” ОБСЕ, зарубежной прессой, американским конгрессом, итальянским сенатом и так далее. Тот тип “политической культуры”, на благо которого он трудится, лондонская “Гардиан” во время визита в Англию Нурсултана Назарбаева называла клептократией, то есть, властью воров. Марат Тажин в Лондоне проходил стажировку, он должен знать, как высок авторитет этой газеты в Великобритании. “Немаловажным в этом смысле выглядит и то обстоятельство, что М.Тажин нигде, кроме, как только на поприще государственного управления, себя не проявлял. Иначе говоря, с этим именем не связаны какие-либо скандалы…” Комплимент выходит сомнительный: Хитрин тоже “нигде, кроме” себя “не проявлял”, и Мусаев не проявлял. Но обоих пришлось задвигать подальше. Что касается скандалов, связанных с этим именем и с именами других аппаратных стратегов, то всего вероятнее, что просто время не пришло. Когда-нибудь станет известна история перекупки крупнейшего в Казахстане независимого издательского дома, всплывут сметы избирательных компаний 1999 г., заказные артисты из Москвы и толпы PR-консультантов припомнят, сколько им заплатили… “…Самое главное заключается в том, что во главе КНБ встал не просто новый человек, а человек широкого кругозора. К тому же в годы предшествующие независимости М.Тажин был одним из самых примечательных членов неформального клуба интеллектуалов “Тамыр” в годы его расцвета, в который входили Мурат Ауэзов, Сейдахмет Куттыкадам, Нурболат Масанов. Таким образом, следует ожидать, что КНБ РК в своей работе с инакомыслящими будет придерживаться других принципов работы…” Каких же других принципов может придерживаться в борьбе со своими бывшими товарищами Марат Тажин - не станет подкупать должностями Ауэзова, снимать в бане Куттыкадама, фабриковать фальшивки про Масанова? Может быть, он станет с ними регулярно встречаться и вести долгие интеллектуальные диспуты на тему “Стратегия 2030 - самый длинный путь к демократии”? Написанное в этом же “аналитическом обзоре” про Алтынбека Сарсенбаева не поддается пересказу, но заслуживает воспроизведения как пример особо циничной лести, исполненной “на грани фола”. На месте бывшего “министра правды” стоило бы подумать, не издеваются ли над ним таким образом: “…Журналисты, не разбирающиеся в ситуации, станут обвинять его в том, что он принял новый закон о СМИ, который загоняет журналистов в угол. Сверстники продолжат уличать его в родственных связях с высокопоставленными особами и т.д. Извечный житейский круг. Все будет так и все будет неправдой. Просто надо смотреть, кто и как отзывается об этом человеке и тогда многое станет понятным. Вспомним, что все на свете относительно и надо лишь не забывать о том, кто с какой точки зрения выносит оценки…” Для авторов “Мегаполиса” естественно было бы “выносить оценки с точки зрения” журналистов. Но они предпочитают делать это с точки зрения тех “высокопоставленных особ”, в “родственных связях” с которыми уличен Алтынбек Сарсенбаев. Нельзя не заметить, что комментарий “Мегаполиса” написан особым холуйским языком с какими-то ужимками. Чего стесняться аналитикам? Того, что их герой - племянник президента Назарбаева? Не надо этого стесняться! В условиях клановой диктатуры все министры должны быть родственниками, а все родственниками - министрами. В этом суть режима, а вовсе не досадное недоразумение. “То, что президент страны на днях назначил его секретарем совета безопасности, говорит о степени доверии главы государства к нему. В условиях, когда Центральная Азия становится эпицентром деятельности религиозных экстремистов и боевиков, информационная безопасность становится определяющей во всем комплексе мер национальности безопасности. Именно поэтому присутствие в совете безопасности человека, изнутри знающего все проблемы, позволяет надеяться на то, что информационная безопасность Казахстана будет находиться в надежных руках”. Что ответить на это коллективно-анонимному автору - целому ИАЦ “Мегаполис”? Надейтесь, конечно. Ваша “информационная безопасность” давно уже в руках этого человека. Но вот убоятся ли “религиозные экстремисты и боевики”, отшатнутся ли они в ужасе от Казахстана, узнав, что Совет безопасности в нем возглавил сам Алтынбек Сарсенбаев, это надо подождать и проверить. Нужен ли вывод из трех этих историй про казахстанскую аналитику и аналитиков? Пожалуй, что нет. Если же хочется прочесть что-то действительно свидетельствующее о труде неангажированной ученой мысли, то могу посоветовать на “Евразии” статью Нурбулата Масанова все о тех же кадровых перестановках. Интересно. 14 мая 2001 года Сайт Республиканской народной партии Казахстана http://www.republic.kz/articles/smi_k_15_05_01_1.htm ***
*** Сенаторы приняли Тажина Наталья ВЯЗОВА, Астана Сенат дал свое согласие на назначение президентом главой КНБ Марата ТАЖИНА. Правда, до этого депутаты уточнили некоторые вопросы работы этого ведомства и высказали ряд пожеланий новому руководителю. Согласно Конституции и Закону о парламенте, кандидатуру руководителя КНБ должен утверждать сенат. В конце прошлой недели г-н Тажин был представлен депутатам руководителем администрации президента. Частую смену руководства комитета Сарыбай КАЛМУРЗАЕВ объяснил сенаторам так: "Я думаю, это связано со многими причинами. Одна из них то, что люди направлялись в КНБ с целью провести его усовершенствование, но, между тем, поставленные президентом задачи выполнялись не до конца" Г-н Калмурзаев также подчеркнул, что система нацбезопасности не подвергалась реформам: "Мы убеждены в том, что они (представители КНБ - авт.), видно, привыкли в основном заниматься прослушиванием телефонных разговоров, откуда-то подглядывать, а аналитическая деятельность - чтобы комитет мог заранее прогнозировать события - такой работы в этой организации нет". Поэтому, добавил г-н Калмурзаев, "по понятной причине в КНБ впервые направлен человек именно ученый, аналитик, проработавший секретарем Совета безопасности и косвенно занимавшийся схожими проблемами". В свою очередь сенаторы заметили, что на сегодняшний день действия некоторых сотрудников комитета "не делают им чести". Поэтому у депутата Абдильдина возник к Марату Тажину резонный вопрос: "Что он намерен предпринять, чтобы не допустить тех ошибок в деятельности, которые были и в КГБ, и в КНБ?". Тажин согласился с тем, что проблемы действительно есть. Он считает, что не стоит идеализировать сложившуюся систему, но в то же время " необходимости в слишком жесткой критической оценке существующего положения в КНБ тоже нет". Однако, подчеркнул руководитель КНБ, в системе нацбезопасности необходимы определенные элементы перестройки психологии, профессиональных качеств и тренинга. "Но в целом, хотелось бы повторить слова главы государства, определенный консерватизм здесь необходим, потому что КНБ все-таки специальная структура, и всякого рода революционные махания шашками могут привести лишь к опрокидыванию лодки. Поэтому я думаю, что сочетание новаций и здорового консерватизма - это особенность комитета. Такой позиции мы и будем придерживаться". Депутат сената Евгений Аман отметил, что раньше комитет занимался и не свойственными ему функциями - экономическими преступлениями, различными хозяйственными спорами, что являлось благодатной почвой для побочных заработков. Марат Тажин, считает депутат, должен обратить на это особое внимание. Новый глава КНБ заявил, что "крупномасштабные вопросы экономической безопасности с комитета никто не снимал, это основа основ национальной безопасности", поэтому комитет и впредь будет заниматься ими, "как любая спецслужба в мире". При этом Тажин подчеркнул, что "вся деятельность КНБ будет базироваться на жестком соблюдении правовых норм". Основным направлением деятельности комитета, по его словам, станет противодействие международному терроризму. http://www.respublika.kz/archive/government/gov019_2.html - 6К - 17.05.2001 Газета "Республика" (г.Алма-Ата)
Тажин осуществлял "общее руководство" "разработкой в начале 1994 года в недрах ИАЦ внешнеполитической программы "Евроазиатской интеграции". "Проект ЕАС имел изначально и имеет по сей день две стратегические цели: 1). Путем "смелых", "широкомасштабных" внешнеполитических инициатив, направленных, якобы, на интеграцию с Россией, ослабить напряженность в русской и русскоязычной среде внутри страны; 2) укрепить на международной арене и, прежде всего, в России имидж Назарбаева, как искреннего сторонника сближения и сотрудничества в рамках (и за рамками) СНГ". Атор называет и подлинных авторов идеи Евроазиатского (Евразийского) Союза - экспертов ИАЦ А.Султангалиеву и А.Ахмеджанова). (с. 129-130). ИАЦ, согласно В.Хлюпину, проводит "основную работу по идеологическому обеспечению политического курса страны", особенностью разработок ИАЦ является "прагматический национализм (выдавливание русских медленно и постепенно "демократическими" способами" и "ориентация на политические элиты Старшего жуза". Хлюпин указывает, что конкурирующей с Тажинской "аналитической группой" является группировка Имангали Тасмагамбетова. (с. 132). Борьба между ними "весьма остра и порой принимает открытые формы… усугубляет ее глубокая личная антипатия между лидерами соответствующих лагерей" (с. 133). "Важную идеологическую нагрузку в соответствии с разработанным ИАЦ сценарием несет также супруга Н.Назарбаева - Сара Алпысовна. Кроме широко рекламируемого руководства благотворительным детским фондом "Бобек", она рекламный активист учения целителя Порфирия Иванова. "Иванькизм" Сары Назарбаевой - составная часть программы повышения имиджа Назарбаева среди русского населения". (с. 134). из статьи В.Н.Хлюпина - Идеократия Президента Назарбаева: идеи, институты, элиты//Восход, №1, 1997 г. ; Хлюпин В.Н. - кандидат политических наук, эксперт Государственной Думы РФ. *** Непотопляемый Каирбек всплывает До недавнего времени обязанности министра внутренних дел и командующего внутренними войсками совмещались. Теперь это две отдельные должности. Несмотря на то, что К.Сулейменов и так с декабря прошлого года исполнял обязанности Командующего ВВ МВД РК, официальное избавление от приставки и.о. свидетельствует о придании внутренним войскам большей самостоятельности. Учитывая неуживчивый характер К.Сулейменова по отношению к любым вышестоящим начальникам следует ожидать скорых конфликтов между ним и министром Искаковым. В любом случае "реанимация" Сулейменова есть серьезный удар по интересам группы Рахата Алиева, с которым он исторически и жузово враждовал. Хотя сегодня К.Сулейменов клятвенно заверил "рахатовцев" (в лице А.Сарсенбаева и М.Тажина) в своей полной лояльности и отказе от политических амбиций, уже завтра амбиции генерала могут дать о себе знать снова. Интернет-сайт "Азиопа", www.asiopa.org.ru 23.06.2001. *** Информационный сайт "Евразия" 7 мая 2001 г. в статье Т.Дадаханова "Между Советом и Комитетом" поместил следующую характеристику М.М.Тажина, - "Назначение Марата Тажина председателем Комитета национальной безопасности могло бы стать примечательным событием, если бы с ним уместно было связывать ожидания в назарбаевсокй "охранке". Но степень доктора социологии, мягкие манеры, телесная полнота и очки, благодаря которым Марат Тажин выглядит типичным советским интеллигентом, - этого не достаточно даже для тех, кто хочет верить, что КНБ имеет шанс обрести человеческое лицо. Сам президент, видно, не очень ценит образованность Марата Тажина. Во всяком случае он больше внимания уделяет не ученым степеням и стажировке за границей, а тому что Тажин "последние девять лет работает со мной, знает внешнюю и внутреннюю политику нашей страны, имеет достаточный кругозор". Такой вот комплекс квалификационных требований! Достаточный кругозор для руководства КНБ демонстрировал, кажется, и Альнур Мусаев… Впрочем, с назначением Марата Тажина президент связывает и некие новые требования к этому органу. Его главный недостаток Назарбаев видит в родовых связях с советским КГБ. Для офицеров той спецслужбы такое мнение звучит, наверное и анекдотически смешно, и оскорбительно. От того "комитета" нынешний КНБ, по мнению тех, кто в нем служил и продолжает служить, отличается чудовищным непрофессионализмом, коррумпированностью и системой жузово-клановых отношений. Назарбаев требует от Марата Тажина "посмотреть заново на вопросы внутренней и внешней безопасности страны. Надо ставить в нормальные условия разведывательную службу нашей страны, чтобы этот орган тоже защищал свободы и права наших граждан" Почему разведка за рубежом должна помочь в защите прав и свобод граждан Казахстана? Всемирно известно, что основным преследованиям они подвергаются вовсе не со стороны иностранных правительств, а от диктаторского режима Назарбаева. Это президент Назарбаев назван одним из главных врагов свободы слова в мире. Это он оскандалился как главный фигурант в деле о миллиардных взятках "Казахгейт". Назарбаеву принадлежит сомнительная честь быть инициатором закона о себе самом и ордена имени себя самого. В борьбе с этими политическими извращениями нужна не разведка, а хорошая следственная бригада, обладающая полномочиями допрашивать Нурсултана Назарбаева и его окружение, изымать документацию и запрашивать данные у коллег из ФБР и швейцарской прокуратуры. Впрочем, все это может появиться уже при следующем президенте. Возвращаясь к фигуре Марата Тажина на новом посту, можно предположить, что он попытается по-иному построить работу по преследованию оппозиции. Прежний "дуболомский" способ не только доказал свою безрезультатность, но и привел к тому, что чиновники, его олицетворявшие, попали в "черные списки" международных правозащитных организаций". Интернет-сайт Азиопа, www.asiopa.org.ru 29 мая 2001 г.
|
НОВОСТИ
|