Спецслужбы МексикиРазведсообщество:
Главная спецслужба страны - CISEN. Это децентрализованная организация, повторяющая структуру Мексиканских штатов. Штаб-квартира CISEN находится в Мехико по адресу Camino Real a Contreras 35, La Concepcien Magdalena Contreras, Mexico D.F., 10840. Кроме того, спецслужба имеет 32 отделения по стране. CISEN была создана в 13 февраля 1989 года, заменив Генеральный Директорат расследований и национальной безопасности (DGINS). Состояние и реформы спецслужбВ августе 2000 года мексиканская газета "Миленио" опубликовала обширный текст, посвященный состоянию спецслужб страны. По данным газеты, в период правления в Мексике правительства Эрнесто Седильо система государственного шпионажа концентрировалась по четырем основным направлениям: оппозиционные партии, социальные организации, подрывные движения и преступные группировки. Информация, полученная газетой, свидетельствует о том, что разведывательная система Мексики опирается на специальные базы или так называемые "центры поддержки", расположенные в штатах с наибольшим риском с точки зрения их социальных, политических, экономических условий, а также высокого уровня преступности. К ним относятся Чьяпас, Веракрус, Герреро и Оахака. По данным газеты, которая провела специальное расследование по этому вопросу, в этих штатах сосредоточены основные человеческие и материальные ресурсы разведывательной службы. Так, члены прокуратуры и правительства этих районов ежемесячно, а иногда и чаще встречаются с представителями министерства внутренних дел для обсуждения конфиденциальной информации и планирования разведывательной деятельности. Как сказал один из источников "Миленио", на этих совещаниях выясняется, например, где в настоящий момент находятся лидеры Сапатистской армии, какие планы вынашивает руководство Революционной народной армии. Такая информация позволяет опережать действия подрывных организаций.
Вся разведывательная информация стекается в Мехико, в министерство внутренних дел. Однако, согласно расследованию газеты, в стране существует еще один пункт, где происходит анализ разведывательных сведений, и он считается более важным, чем министерство. Таким образом, разведывательная схема разделена как бы на две части, что позволяет властям иметь больший контроль над спецслужбами. Частью этой системы "наблюдения" является создание разведывательных центров по крайней мере в семи мексиканских штатах, а также в основных городах страны, местонахождение которых держится под большим секретом. В них, например, в ходе недавней избирательной кампании были созданы секретные службы мониторинга, отслеживавшие информацию о настроениях избирателей деятельности оппозиционных партий. Вся эта структура создана недавно, примерно шесть лет назад. Как утверждает газета, в Мексике шпионажем занимаются не только власти, но и многие другие, начиная от криминальных группировок и политических организаций и заканчивая представителями иностранных государств. Разница лишь в том, что наибольшими возможностями ведения разведывательной деятельности обладает мексиканское государство. Оно располагает спецтехникой местного производства, но достаточно эффективной. В то же время США, например, вкладывают миллионы долларов в создание самой современной техники и оборудования, чтобы знать, что происходит в соседней Мексике. Для наблюдения за этой страной американцы используют спутники, подводные лодки, авианосцы и самолеты. Источники "Миленио" утверждают, что разведывательная служба Мексики насчитывает десятки тысяч человек. В нее входят специальные базы армии и ВМС, представительства Генеральной прокуратуры, Федеральной комиссии по электроэнергии, государственной нефтяной компании "Пемекс", сотрудники Центра расследований и национальной безопасности, Федеральной превентивной полиции, а также сотрудники прокуратур и полиций всех 32 штатов. С 1994 г. все разведывательные органы страны были нацелены на отслеживание информации, касающейся деятельности оппозиционных партий, прежде всего левоцентристской Партии революционной демократии /ПРД/. До 1988 г. разведывательная деятельность в Мексике осуществлялась в основном министерством внутренних дел, где концентрировалась вся разведывательная и контрразведывательная информация, генерируемая всеми государственными структурами страны. В тот момент эта информация носила в основном политический и социальный характер, а контроль осуществлялся за деятельностью социальных движений, политических групп, индейских и гражданских организаций. Разведывательные службы работали в тесном контакте с ЦРУ США. С приходом к власти Карлоса Салиноса координация разведывательной деятельности с американцами стала не такой тесной. В 1994 г. возникла необходимость изменения схемы разведывательной и контрразведывательной работы. Поначалу предполагалось "завязать" ее на национальную полицию, но этого не удалось добиться вследствие отсутствия консенсуса среди политических партий, которые должны были утвердить в конгрессе соответствующие юридические и конституционные изменения. В этот момент возник такой институт, как Федеральная превентивная полиция, призванная заниматься предупреждением преступных действий. Однако со временем она превратилась в основной орган разведывательной деятельности, и поэтому ее персонал на 30 процентов состоит из профессионально подготовленных военных. Еще 20 процентов - это контрактники по самым различным специальностям. В этой организации создано 10 департаментов, специализирующихся на борьбе с подрывными группами, террористическими организациями, наркобизнесом, похищениями, "подозрительными" политическими движениями и т.д. Превентивная полиция располагает хорошо засекреченными агентами, проникающими в политические, социальные или культурные организации, а также в преступные группировки с целью сбора о них информации. Превентивная полиция обладает сведениями о каждой базе сухопутных сил и ВМС Мексики. Она получает закрытую информацию от прокуратур всех штатов страны, органов безопасности на местах. "Каждый военнослужащий является источником информации, - заявил "Миленио" один из представителей спецслужб. - Все, что он слышит, он докладывает вышестоящему начальству". Эта информация поступает в разведывательный орган армии, подчиняющийся Генеральному штабу. Все, что, по его мнению, представляет национальный интерес, направляется в министерство внутренних дел. Там информация обрабатывается в компьютерной системе, которую мексиканским спецслужбам помогли создать специалисты США, Великобритании, Испании и Франции. Министерство внутренних дел получает также "специфические" сведения от нефтяной госкомпании "Пемекс", министерства связи и транспорта, национальной службы энергергетики, телефонной компании. Эти сведения позволяют контролировать ситуацию в стратегических отраслях страны. Одной из проблем, стоящих перед спецслужбами Мексики, является присутствие во главе некоторых штатов представителей оппозиционных партий, которые не направляют в министерство внутренних дел "нужную" информацию. В этих случаях оно внедряет своих агентов в местные органы власти, а также пользуется услугами информаторов из числа военных и полицейских. "Миленио" приводит список мексиканских оппозиционных деятелей, которые в последнее время становились объектами шпионажа. Так, в январе 1998 г. депутат парламента Карлос Медина обнаружил в своем кабинете подслушивающее устройство. Через три месяца об этом же заявили ряд членов конгресса Партии национальное действие. Подслушивающие устройства были обнаружены и в офисах губернаторов некоторых штатов. Но, как утверждает газета, ни по одному из этих случаев не было проведено расследования. /Источник: ИТАР-ТАСС Планета 02.08.00/ В октябре 2000 года появились сведения, что президент Мексики Висенте Фокс намерен коренным образом реформировать разведывательную систему страны, сделав ее унифицированной и нацеленной в основном на стратегию внутренней безопасности, связанную с борьбой против опасной организованной преступности, а также группировок, которые своими акциями могут дестабилизировать внутреннюю обстановку. Под предлогом борьбы с коррупцией Фокс якобы планирует создать новое министерство по вопросам безопасности и юридической службы, которому будут частично переданы ныне лежащие на МВД функции. В целом планируется радикально реформировать занимающееся сегодня "буквально всем" минстерство внутренних дел, деполитизировав его и оставив в его ведении исключительно функции борьбы с преступностью. Как заявляли тогда представители переходной команды Фокса, за бортом этой системы останутся политический шпионаж и разведывательная деятельность в интересах определенных групп. То же самое касается и действующих в стране подрывных движений, работа с которыми будет строиться на путях "политического сближения", конституционных реформ, а также изучения социальной ситуации в тех районах, в которых оперируют такие организации, как Сапатистская армия национального освобождения /САНО/, Революционная народная армия /РНА/. Идея состояла в том, заявляли представители команды Фокса, чтобы эти движения перестали быть объектом полицейских органов, а превратились в "предмет политической жизни". Имеющаяся в руках этих представителей информация позволяет им сделать вывод о том, что САНО и РНА не представляют угрозы для мексиканского государства. Они являются лишь социальным проявлением недовольства своим положением некоторых слоев населения. Это положение необходимо изменить, чтобы эти движения не вышли из-под контроля. Новая разведывательная система должна проявляться таким образом, чтобы население могло с ней сотрудничать, не думая о том, что речь идет о государственном органе, которого надо бояться. В то же время, заявляла команда Фокса, эта система должна обладать информацией, которая, исходя из государственных интересов, по определению не может иметь широкого распространения. Новое правительство планирует направить в конгресс законопроект о сохранении секретности, который определит, какая информация должна иметь ограниченное распространение и на какой срок, какие сведения государство обязано предоставлять членам общества. Эта область законодательства будет похожей на ту, что создана в Соединенных Штатах, где, по мнению мексиканцев, уважается право сообщества быть информированным, но в то же время существуют ограничения на определенный вид информации, которая может быть засекречена на срок от 10 до 30 лет. В то же время разработчики нового законопроекта в Мексике пока не определились по срокам ограничения секретных сведений, а также в том, как гарантировать, чтобы государство смогло защитить в течение длительного времени эти сведения от утечки. Борьба с наркобизнесом по-прежнему останется в ведении полицейских служб и органов безопасности как одно из приоритетных направлений их деятельности, и им будут выделены для этого все необходимые ресурсы. Однако в рамках предполагаемых фундаментальных изменений разведывательной системы планируется нанести удар по этому социальному злу посредством в том числе превентивных мер среди детей и молодежи, а также путем выделения в сельские районы средств, достаточных для того, чтобы крестьяне могли отказаться от производства наркотического сырья. В целом полицейские органы, призванные вести борьбу с наркобизнесом, будут укреплены высокопрофессиональными кадрами, но вместе с тем над ними будет осуществляться более жесткий контроль. Продолжится в прежнем объеме сотрудничество с Соединенными Штатами в области борьбы с наркобизнесом. По планам Фокса, предполагалось преобразовать нынешнюю Генеральную прокуратуру республики в Генеральную прокуратуру федерации. Изменится не только название этого важного государственного органа. Как и в случае с МВД, команда Фокса намерена лишить нынешнюю прокуратуру многих ее функций и за новым органом закрепить прежде всего следственную деятельность. Под его контролем будет находиться также следственная полиция, которая заменит ныне существующую Федеральную уголовную полицию. Схема Генеральной прокуратуры федерации является следующей. В нее в качестве самостоятельного органа войдет Совет прокуратуры, которому будет подчинен только департамент по борьбе с коррупцией. Непосредственными функциональными службами являются департаменты предварительного расследования, борьбы с наркобизнесом, а также процессуальный департамент и отдел по борьбе с организованной преступностью. Всеми этими службами будет руководить Федеральное бюро расследований. В ведении нового министерства по вопросам безопасности и юридической службы будут находиться федеральная полиция, служба государственной разведки, администрация исправительных учреждений. Планировалось также постепенно освободить вооруженные силы страны от присущих им сейчас полицейских функций, чтобы предотвратить "заражение" некоторых мексиканских военных "незаконными связями" с наркомафией и другими преступными группировками. Деятельность вооруженных сил в борьбе с наркопреступностью будет ограничена операциями по уничтожению наркокультур, наблюдением за воздушным и морским пространством страны. Предполагается осуществить и реформу военно-морских сил, которая будет проводиться постепенно. В целом важные изменения в вооруженных силах начнутся после 2001 г. Центр расследований и национальной безопасности (CISEN) не будет упразднен, однако подвергнется реорганизации. Ему будут определены две основные задачи: анализ разведывательной информации в сфере общественной безопасности и политики. Чтобы обеспечить себе наибольший контроль над сферой безопасности, команда Фокса планирует создать под началом нового президента технические секретариаты, специализирующиеся на вопросах безопасности, юриспруденции, отношений с вооруженными силами, а также борьбы с коррупцией. Эти секретариаты должны будут координировать свою деятельность с министерством по вопросам о безопасности и юридической службы, командованием армии и ВМС. Представители команды Фокса полагают, что создание Генеральной прокуратуры федерации и министерства по вопросам безопасности и юридической службы, а также реорганизация органов юридической власти должны быть осуществлены немедленно, так как, по их мнению, нынешняя правовая система Мексики исчерпала себя и уже начала агонизировать. /Источник: ИТАР-ТАСС Планета Компас №41 04.10.00/ Роль спецслужб СШАВ июне 1998 года министр иностранных дел страны Росарио Грин сообщила, что Мексика намерена добиваться от Соединенных Штатов выдачи агентов американских спецслужб, тайно действовавших на территории республики и нарушивших ее законы. Это касается участников недавно завершившейся крупномасштабной операции по борьбе с "отмыванием долларов", в результате которой в США были арестованы более 20 мексиканских банкиров. Официальный Мехико располагает данными о том, что в ходе этой операции сотрудники спецслужб США, находясь инкогнито на мексиканской территории, совершили по меньшей мере три вида уголовно наказуемых деяний. Среди них, по ее словам, - "подстрекательство к совершению преступлений, участие в "отмывании долларов" и подмена собой законных властей". Глава внешнеполитического ведомства отметила, что она лично известила о решении своего правительства госсекретаря США Мадлен Олбрайт, которая "была поражена количеством правонарушений, совершенных ее соотечественниками в Мексике". /Источник: ТАСС 03.06.98/ Наследие прошлого20 июня 2002 года мексиканское правительство открыло доступ к миллионам секретных документов служб безопасности, которые проливают свет на нарушения прав человека в Мексике в течение более 40 лет. Рассекреченные документы относятся к делам, имевшим место до 1985 года. Среди них есть свидетельства того, что сотни политических активистов стали жертвами пыток и убийств. Разобраться с невероятно запутанной историей нарушений прав человека в Мексике было одним из главных обещаний президента Висенте Фокса. Какими бы ни были последствия, мы выясним, что произошло и в каких случаях нарушались чьи-то права, сказал он. Сотни людей погибли и около 500 пропали без вести во время кампаний, которые проводились службами безопасности в конце 60 - начале 70 годов. Свидетели, как, например, те, кто присутствовал при расстреле порядка 200 студентов на демонстрации в Мехико в 1968 году, заявляют, что солдаты зачастую открывали огонь без предупреждения и, в других случаях, убивали людей без приговора и следствия. Президент Фокс уже заявил, что его правительство не остановится ни перед чем и будет судить всех виновных, включая бывших президентов. /Источник/ Смотри также на "Агентуре":
Ссылки: |
|