Реклама на сайте

Наши партнеры:

Ежедневный журнал Портал Credo.Ru Сайт Сергея Григорьянца

Agentura.Ru - Спецслужбы под контролем

© Agentura.Ru, 2000-2013 гг. Пишите нам  Пишите нам


^ИС: РЕФЕРЕНТ - Россия
^ЗГ: УКАЗ Президента РФ от 11.08.2003 N 960 "ВОПРОСЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
^ДТ: 11.08.2003
^ТТ:

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  

УКАЗ
от 11 августа 2003 г.
N 960  

ВОПРОСЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    1. Утвердить прилагаемые Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и структуру органов федеральной службы безопасности.
    2. Разрешить иметь в Федеральной службе безопасности Российской Федерации двух первых заместителей директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, первого заместителя директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации - руководителя Пограничной службы, статс-секретаря - заместителя директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, заместителя директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, шесть заместителей директора - руководителей департаментов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, заместителя директора - начальника Инспекторского управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации и образовать коллегию в количестве 19 человек.
    3. Признать утратившими силу:
    Указ Президента Российской Федерации от 6 июля 1998 г. N 806 "Об утверждении Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и ее структуры" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 28, ст. 3320);
    Указ Президента Российской Федерации от 4 января 1999 г. N 14 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 2, ст. 267);
    Указ Президента Российской Федерации от 28 августа 1999 г. N 1131 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 35, ст. 4305);
    Указ Президента Российской Федерации от 17 июня 2000 г. N 1109 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 6 июля 1998 г. N 806 "Об утверждении Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и ее структуры" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 25, ст. 2677);
    Указ Президента Российской Федерации от 11 июня 2001 г. N 694 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 24, ст. 2422).
 

Президент Российской Федерации
В.ПУТИН


    Москва, Кремль
    11 августа 2003 года
    N 960
 
 
 

УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Российской Федерации
от 11 августа 2003 г.
N 960

 

ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

I. Общие положения


    1. Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации (далее именуется - государственная граница), охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.
    2. ФСБ России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
    3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью ФСБ России, утверждает Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и структуру органов федеральной службы безопасности.
    Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации координирует деятельность ФСБ России в части, касающейся взаимодействия ФСБ России с федеральными органами исполнительной власти.
    4. Деятельность ФСБ России осуществляется на основе принципов законности, централизации управления органами федеральной службы безопасности и пограничными войсками (далее именуются - органы и войска), уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости их границ, мирного разрешения пограничных споров, взаимовыгодного сотрудничества с компетентными органами иностранных государств, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.
    5. ФСБ России для выполнения задач, возложенных на органы и войска, и обеспечения их деятельности создает в установленном порядке структурные подразделения ФСБ России, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы, другие органы безопасности, подразделения и организации, необходимые для реализации задач, возложенных федеральным законодательством на органы и войска, центры специальной подготовки, авиационные подразделения, а также подразделения специального назначения.
    6. При ФСБ России действует Академия криптографии Российской Федерации.
    7. ФСБ России является юридическим лицом, имеет действительное и условное наименования, эмблему, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие печати, штампы, счета, в том числе валютные, в банках и других кредитных организациях.
 

II. Основные задачи ФСБ России


    8. Основными задачами ФСБ России являются:
    1) управление органами и войсками, а также организация их деятельности;
    2) информирование Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, а также по их поручениям - федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;
    3) организация выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
    4) координация осуществляемых федеральными органами исполнительной власти контрразведывательных мероприятий и мер по обеспечению собственной безопасности;
    5) организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, осуществление досудебного производства по которым отнесено к ведению органов и войск;
    6) организация во взаимодействии с федеральными органами государственной власти борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а также противодействия экстремистской деятельности, в том числе деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью организацию вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти;
    7) обеспечение борьбы с террористической и диверсионной деятельностью;
    8) осуществление в пределах своих полномочий разведывательной деятельности;
    9) организация в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации добывания и обработки разведывательной информации;
    10) организация осуществления мер, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области защиты и охраны государственной границы;
    11) обеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений, составляющих государственную тайну, и противодействия иностранным организациям, осуществляющим техническую разведку;
    12) обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению органов и войск;
    13) организация оказания содействия федеральным органам государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в реализации мер, осуществляемых в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;
    14) формирование и реализация в пределах своих полномочий государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности;
    15) организация в пределах своих полномочий обеспечения криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом.
 

III. Функции ФСБ России


    9. Для решения основных задач ФСБ России осуществляет следующие функции:
    1) организует исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и международных договоров Российской Федерации в органах и войсках;
    2) участвует в разработке и реализации государственных программ в областях, осуществление государственного управления в которых возложено на ФСБ России;
    3) вырабатывает на основе прогнозов развития политической, социально-экономической и криминогенной обстановки в стране предложения по предупреждению и нейтрализации угроз безопасности Российской Федерации;
    4) организует в пределах своих полномочий контрразведывательную деятельность; определяет порядок осуществления органами федеральной службы безопасности проникновения в специальные службы и организации иностранных государств и других контрразведывательных мероприятий, а также использования негласных методов и средств при их реализации;
    5) организует в пределах своих полномочий оперативно-разыскную деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, борьба с которыми отнесена к ведению органов федеральной службы безопасности; определяет порядок осуществления органами федеральной службы безопасности внедрения в преступные группы и других оперативно - разыскных мероприятий;
    6) разрабатывает во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, по противодействию экстремистской деятельности, в том числе деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью организацию вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти;
    7) разрабатывает меры по борьбе с террористической и диверсионной деятельностью и организует их осуществление, а также определяет порядок использования подразделений специального назначения;
    8) организует и осуществляет в пределах своих полномочий разведывательную деятельность; определяет порядок проведения разведывательных мероприятий и использования специальных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности;
    9) организует деятельность органов и войск по защите и охране государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, по охране за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации, по осуществлению совместно со специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров, животных и растений;
    10) организует деятельность органов и войск по осуществлению контроля за соблюдением физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу и федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, об исключительной экономической зоне и о континентальном шельфе Российской Федерации, а также об использовании и охране объектов животного мира и среды их обитания;
    11) определяет порядок установления отношений сотрудничества на конфиденциальной основе с лицами, давшими на то согласие;
    12) в пределах своих полномочий разрабатывает меры по защите сведений, составляющих государственную тайну, осуществляет контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских формированиях и организациях, осуществляет меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, а также с допуском предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с созданием средств защиты информации и с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны;
    13) организует и осуществляет обеспечение безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба, и их органах управления, а также в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственном комитете Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и его территориальных органах, таможенных органах Российской Федерации;
    14) организует в пределах своих полномочий деятельность по обеспечению безопасности объектов оборонного комплекса, атомной промышленности и энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также по обеспечению безопасности в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;
    15) координирует деятельность:
    федеральных органов исполнительной власти по осуществлению контрразведывательных мероприятий и мер по обеспечению собственной безопасности этих органов;
    федеральных органов исполнительной власти и организаций по обеспечению криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом;
    федеральных органов исполнительной власти в области разработки, производства, закупки, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-разыскной деятельности, а также их оперативных подразделений по выявлению нарушений установленного порядка разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
    16) определяет порядок осуществления контроля за обеспечением защиты сведений, составляющих государственную тайну, в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских формированиях и организациях, а также порядок проведения мероприятий, связанных с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, и с приемом на военную службу (работу) в органы и войска;
    17) определяет порядок осуществления в пределах своих полномочий контроля за организацией и функционированием криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов и организаций на территории Российской Федерации и в ее учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также за обеспечением защиты особо важных объектов (помещений) и находящихся в них технических средств от утечки информации по техническим каналам;
    18) определяет порядок допуска к участию в оперативно-разыскной деятельности и (или) доступа к материалам, полученным в результате ее осуществления органами и войсками;
    19) участвует в обеспечении закрытой телефонной, шифрованной и иных видов специальной связи с учреждениями Российской Федерации, находящимися за ее пределами (представительская связь), а также в проведении работ по обеспечению ввода в эксплуатацию шифровальных комплексов (в том числе в учреждениях Российской Федерации, находящихся за ее пределами) и развитию системы представительской связи;
    20) участвует в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности страны и защите сведений, составляющих государственную тайну;
    21) осуществляет и организует в соответствии с федеральным законодательством сертификацию средств защиты информации, систем и комплексов телекоммуникаций, технических средств, используемых для выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, технических средств обеспечения безопасности и (или) защиты информации; определяет основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности в этих областях;
    22) осуществляет и организует в соответствии с федеральным законодательством лицензирование отдельных видов деятельности;
    23) организует и осуществляет шифровальную работу в органах и войсках;
    24) организует и обеспечивает эксплуатацию, безопасность, развитие и совершенствование открытой и засекреченной связи, систем оповещения и звукоусиления на объектах органов и войск;
    25) осуществляет регулирование в области разработки, производства, реализации, эксплуатации, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации шифровальных (криптографических) средств и защищенных с использованием шифровальных средств систем и комплексов телекоммуникаций, а также в области предоставления на территории Российской Федерации услуг по шифрованию информации и выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах;
    26) осуществляет разработку и производство ключевых документов к шифровальным средствам и ручных шифров, снабжение ими федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; реализует шифрдокументы и шифровальные средства, нормативно-техническую документацию на производство и использование шифровальных средств, за исключением шифровальных средств, предназначенных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
    27) обеспечивает выявление на территории Российской Федерации радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности Российской Федерации, а также радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в противоправных целях; перехватывает передачи и пресекает работу на территории Российской Федерации средств радиосвязи и других передающих радиоэлектронных средств, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации; осуществляет регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств;
    28) обеспечивает осуществление в пределах своих полномочий контрразведывательных и иных мер по обеспечению безопасности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
    29) организует участие органов и войск в обеспечении безопасности объектов государственной охраны на государственной границе в пределах приграничной территории;
    30) обеспечивает собственную безопасность органов и войск;
    31) обеспечивает защиту военнослужащих и гражданского персонала органов и войск, лиц, оказывающих содействие этим органам и войскам, участников уголовного судопроизводства по делам, находящимся в производстве следователей органов федеральной службы безопасности, членов их семей и близких, на жизнь, здоровье, честь и достоинство, а также на имущество которых совершаются преступные посягательства;
    32) организует участие в проведении во взаимодействии со Службой внешней разведки Российской Федерации мероприятий, направленных на обеспечение безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами;
    33) обеспечивает участие военнослужащих пограничных органов и пограничных войск в охране дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации в иностранных государствах;
    34) обеспечивает во взаимодействии с органами внутренних дел Российской Федерации безопасность представительств иностранных государств на территории Российской Федерации;
    35) организует участие в обеспечении совместно с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации безопасности проводимых на территории Российской Федерации общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий;
    36) участвует в пределах своих полномочий в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, выезда граждан Российской Федерации за пределы Российской Федерации и въезда иностранных граждан и лиц без гражданства в Российскую Федерацию, выезда их за ее пределы, оформления им разрешения на временное проживание и вида на жительство в Российской Федерации, предоставления им политического убежища в Российской Федерации, а также пребывания их на территории Российской Федерации;
    37) участвует в обобщении практики применения федерального законодательства в области обеспечения безопасности Российской Федерации, борьбы с террористической, диверсионной деятельностью и с преступностью, защиты и охраны государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, а также в области осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов; в установленном порядке вносит предложения по его совершенствованию;
    38) участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции органов и войск;
    39) участвует в пределах своих полномочий в подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в международно-правовом оформлении и договорном закреплении государственной границы и разграничения морских пространств;
    40) заключает в установленном порядке и в пределах своих полномочий международные договоры Российской Федерации; по согласованию с иностранными компетентными органами направляет официальных представителей в иностранные государства и организации в целях повышения эффективности борьбы с преступностью, а также в целях соблюдения международно-правовых актов в сфере охраны государственной границы; осуществляет внешние сношения с иностранными компетентными органами и обменивается с ними на взаимной основе оперативной информацией, специальными техническими и иными средствами;
    41) участвует в работе международных, межгосударственных и иных организаций в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
    42) участвует по направлениям своей деятельности в организации и проведении (в том числе за рубежом) специализированных выставок, конференций и семинаров;
    43) осуществляет руководство деятельностью пограничных представителей Российской Федерации;
    44) устанавливает порядок документирования деятельности органов и войск, организует хранение и использование оперативных, следственных, архивных и других материалов, в том числе уголовных дел, предварительное расследование по которым окончено следователями органов федеральной службы безопасности, устанавливает требования к организации делопроизводства и архивного дела в органах и войсках, создает и использует информационные системы, а также определяет перечень дел оперативного учета, порядок их ведения и хранения;
    45) устанавливает порядок организации деятельности следственных изоляторов и изоляторов временного содержания органов и войск, а также порядок осуществления в них оперативно-разыскной деятельности; обеспечивает содержание под стражей задержанных, подозреваемых, обвиняемых и отбывание наказания осужденными;
    46) организует и осуществляет в пределах своих полномочий проведение научных исследований по проблемам обеспечения безопасности личности, общества и государства; проводит научные и опытно-конструкторские работы, разрабатывает и изготавливает специальные и иные технические средства как на собственной научно-производственной базе, так и на базе других предприятий, учреждений и организаций;
    47) организует и проводит исследования в области защиты информации, экспертные криптографические, инженерно-криптографические и специальные исследования шифровальных средств, специальных и закрытых информационно-телекоммуникационных систем;
    48) обеспечивает военную приемку научно-технической и серийной продукции, изготавливаемой предприятиями по заказам ФСБ России;
    49) осуществляет подготовку экспертных заключений на предложения о проведении работ по созданию специальных и защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационно-телекоммуникационных систем и сетей связи;
    50) осуществляет закупку вооружения и специальной техники; участвует в разработке технических требований к создаваемому вооружению и специальной технике; осуществляет накопление, хранение и ремонт вооружения и специальной техники, а также размещение заказов на их поставку и ремонт; руководит военными представительствами ФСБ России;
    51) осуществляет сбор, хранение, обработку и использование документированной информации ограниченного доступа для обеспечения контрразведывательной, разведывательной, оперативно-разыскной и иной деятельности, отнесенной федеральным законодательством к компетенции органов и войск; разрабатывает, в установленном порядке создает и использует информационные системы, системы связи и передачи данных, а также средства защиты информации, в том числе средства криптографической защиты;
    52) проводит криминалистические и другие экспертизы и исследования;
    53) осуществляет меры по зашифровке сотрудников органов и войск, ведомственной принадлежности подразделений, предприятий, учреждений, организаций, помещений и транспортных средств, а также личности граждан, оказывающих содействие органам и войскам на конфиденциальной основе, в том числе изготавливает и использует в этих целях документы федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций (документы оперативного прикрытия);
    54) направляет в федеральные органы исполнительной власти, на предприятия, в учреждения и организации обязательные для исполнения запросы о предоставлении органам федеральной службы безопасности на безвозмездной основе бланков документов и служебных удостоверений, их реквизитов и образцов их заполнения;
    55) изготавливает документы оперативного прикрытия в интересах федеральных органов исполнительной власти, входящих в систему сил обеспечения безопасности Российской Федерации, на основе заключаемых с этими органами соглашений;
    56) присваивает в установленном порядке органам и войскам, а также кораблям и судам органов и войск действительные и условные наименования и определяет порядок применения таких наименований;
    57) осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению режимов чрезвычайного и военного положения; принимает участие в проведении мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
    58) определяет порядок защиты личного состава органов и войск от оружия массового поражения в военное время, от других опасностей, возникающих при ведении военных действий, или от последствий этих действий, а также порядок защиты личного состава при чрезвычайных ситуациях в мирное время, в том числе вызванных причинами техногенного и природного характера;
    59) обеспечивает боевую готовность и организует профессиональную подготовку органов и войск в целях выполнения возложенных на них задач, а также задач в области обороны;
    60) организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию органов и войск;
    61) осуществляет комплектование органов и войск гражданами, состоящими на воинском учете, для прохождения военной службы по призыву;
    62) определяет порядок зачисления граждан в запас ФСБ России и организует ведение воинского учета граждан, пребывающих в запасе ФСБ России;
    63) осуществляет кадровое обеспечение органов и войск, а также руководство деятельностью образовательных учреждений, входящих в систему органов федеральной службы безопасности;
    64) оказывает в соответствии с федеральным законодательством содействие организациям в разработке мер по защите коммерческой тайны;
    65) организует и осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации, информирование общественности о деятельности органов и войск, а также осуществляет редакционно-издательскую деятельность;
    66) осуществляет прием граждан, рассматривает их предложения, заявления и жалобы по вопросам, отнесенным к полномочиям органов и войск;
    67) разрабатывает и реализует программы медицинского обеспечения кадров органов и войск, участвует в реализации аналогичных программ и организует оказание медицинской помощи военнослужащим органов и воинских формирований других сил обеспечения безопасности Российской Федерации (а также законодательно приравненных к ним в праве на охрану здоровья и медицинскую помощь категориям граждан) на основании соглашений, заключаемых ФСБ России с указанными органами и воинскими формированиями;
    68) осуществляет пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы из органов федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войск, Службы внешней разведки Российской Федерации, органов пограничной службы и пограничных войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органов правительственной связи и информации, Федеральной службы охраны Российской Федерации (Главного управления охраны Российской Федерации), Службы специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации и Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, а также членов их семей;
    69) организует и осуществляет централизованное боевое, техническое, материальное, финансовое, научное, информационное, правовое, социально-бытовое и другие виды обеспечения органов и войск, в том числе общественное питание военнослужащих и гражданского персонала органов и войск, капитальное строительство и реконструкцию зданий и сооружений, жилищное и казарменно-жилищное строительство;
    70) организует и осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью органов и войск;
    71) осуществляет в органах и войсках отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные и надзорные функции в области промышленной безопасности, охраны труда, санитарно-эпидемиологического режима, пожарной безопасности, безопасной эксплуатации энергетических и тепловых установок;
    72) осуществляет в установленном порядке финансирование Академии криптографии Российской Федерации, материально-техническое и иное обеспечение ее деятельности;
    73) реализует в соответствии с федеральным законодательством право владения, пользования и распоряжения (оперативного управления, хозяйственного ведения) недвижимым и движимым имуществом органов и войск, находящимся в федеральной собственности; арендует недвижимое и движимое имущество независимо от его принадлежности, обеспечивает его эксплуатационно-техническое обслуживание и охрану в пределах выделенных из федерального бюджета средств;
    74) осуществляет в соответствии с федеральным законодательством иные функции.
 

IV. Организация деятельности ФСБ России


    10. ФСБ России возглавляет директор ФСБ России, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.
    11. Директор ФСБ России:
    1) несет ответственность за выполнение задач, стоящих перед органами и войсками;
    2) организует работу ФСБ России, руководит деятельностью органов и войск, образует в органах федеральной службы безопасности коллегии и утверждает их состав, устанавливает полномочия должностных лиц органов и войск по решению ими оперативных, организационно-штатных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов;
    3) информирует Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции органов и войск;
    4) представляет ФСБ России во взаимоотношениях с представительными (законодательными), исполнительными и судебными органами государственной власти Российской Федерации;
    5) издает на основании и во исполнение федерального законодательства и настоящего Положения правовые акты, в том числе совместно или по согласованию с руководителями федеральных органов исполнительной власти, организует проверку их исполнения;
    6) отменяет противоречащие федеральному законодательству и нормативным правовым актам ФСБ России правовые акты, изданные руководителями органов и войск;
    7) принимает в соответствии с федеральным законодательством решения о временном ограничении, приостановлении или прекращении деятельности физических и юридических лиц, осуществляемой на государственной границе, приграничной территории, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации;
    8) определяет в соответствии с федеральным законодательством, международными договорами Российской Федерации и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти содержание пограничного контроля, а также средства и методы пограничного контроля и устанавливает порядок их применения;
    9) определяет в соответствии с федеральным законодательством и нормами международного права порядок осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов, а также порядок направления должностных лиц органов и войск на иностранные суда, осуществляющие промысел морских биологических ресурсов в исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации, для контроля за таким промыслом;
    10) определяет в соответствии с федеральным законодательством порядок реализации полномочий государственных инспекторов морской охраны и других должностных лиц органов и войск, а также порядок их подбора и подготовки;
    11) определяет в соответствии с федеральным законодательством порядок выдачи пропусков для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону;
    12) устанавливает границы (стыки и разграничительные линии) зон ответственности органов морской охраны;
    13) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты нормативных правовых актов и предложения по совершенствованию федерального законодательства в области обеспечения безопасности Российской Федерации, а также по заключению международных договоров Российской Федерации;
    14) утверждает перечень сведений, подлежащих засекречиванию в органах и войсках;
    15) утверждает структуру ФСБ России, штаты подразделений, входящих в ФСБ России, и определяет порядок их функционирования;
    16) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения об изменении штатной численности военнослужащих органов и войск;
    17) вносит на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложения об изменении штатной численности гражданского персонала органов и войск;
    18) вносит на утверждение Правительства Российской Федерации проект положения о пограничных представителях Российской Федерации, назначает в установленном порядке пограничных представителей Российской Федерации;
    19) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения об утверждении членов коллегии ФСБ России, о включении воинских должностей военнослужащих органов и войск в перечень воинских должностей, замещаемых высшими офицерами, а также о назначении военнослужащих органов и войск на воинские должности и об освобождении их от воинских должностей, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, о присвоении им воинских званий высших офицеров, об увольнении их с военной службы, о приостановлении их военной службы;
    20) представляет на утверждение Президента Российской Федерации общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга);
    21) утверждает перечни воинских должностей (кроме перечня воинских должностей, замещаемых высшими офицерами), в том числе воинских должностей, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, гражданским персоналом или замещаются на конкурсной основе;
    22) присваивает военнослужащим и гражданам, пребывающим в запасе ФСБ России, воинские звания до полковника (капитана 1 ранга) включительно; определяет порядок присвоения военнослужащим органов и войск классности и квалификационных категорий;
    23) присваивает государственным служащим (кроме федеральных государственных служащих, замещающих высшие и главные государственные должности) классные чины;
    24) определяет знаки различия по конкретным подразделениям органов и войск, персонифицированные знаки различия;
    25) определяет отличительные знаки, указывающие на принадлежность к органам и войскам, которые размещаются на вооружении, военной и специальной технике, в том числе на автотранспортных средствах, зарегистрированных в органах внутренних дел Российской Федерации, и порядок их размещения;
    26) представляет Президенту Российской Федерации предложения по присвоению почетных наименований объединениям, соединениям, воинским частям (кораблям) органов и войск;
    27) определяет порядок присвоения почетных наименований отдельным батальонам, отдельным ротам и им равным, кораблям 3 и 4 ранга, судам, а также пограничным заставам;
    28) вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации представления о награждении военнослужащих и гражданского персонала органов и войск, а также лиц, оказывающих содействие в решении возложенных на органы и войска задач, государственными наградами и присвоении им почетных званий;
    29) учреждает ведомственные награды (медали и нагрудные знаки) для награждения военнослужащих и гражданского персонала органов и войск, а также лиц, оказывающих содействие в решении возложенных на органы и войска задач, утверждает положения об этих наградах и их описания;
    30) имеет наградной и подарочный фонды, в том числе фонды огнестрельного и холодного оружия, для награждения военнослужащих и гражданского персонала органов и войск, а также лиц, оказывающих содействие в решении возложенных на органы и войска задач;
    31) награждает именным огнестрельным и холодным оружием в порядке, установленном федеральным законодательством, а также ведомственными наградами, ценными подарками или деньгами;
    32) определяет порядок зачета военнослужащим органов и войск из числа высококвалифицированных специалистов в выслугу лет для назначения пенсии и исчисления процентной надбавки за выслугу лет стажа их трудовой деятельности до зачисления на военную службу;
    33) зачисляет в установленном порядке граждан Российской Федерации на военную службу в органы и войска;
    34) осуществляет в пределах своих полномочий назначение на должность и освобождение от должности военнослужащих и лиц гражданского персонала органов и войск; увольняет военнослужащих органов и войск с военной службы в запас ФСБ России, в запас Вооруженных Сил Российской Федерации либо в отставку, а также приостанавливает их военную службу в установленном федеральным законом порядке;
    35) заключает контракты о прохождении военной службы с военнослужащими, а также определяет порядок заключения контрактов о прохождении военной службы с военнослужащими из числа высококвалифицированных специалистов, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, на период до достижения ими 65-летнего возраста;
    36) определяет порядок и условия выплаты военнослужащим и гражданскому персоналу органов и войск надбавок, премий и вознаграждений, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; устанавливает в пределах выделенных из федерального бюджета средств другие дополнительные денежные выплаты военнослужащим и гражданскому персоналу органов и войск;
    37) принимает решения о создании (упразднении) структурных подразделений ФСБ России, территориальных органов безопасности, органов безопасности в войсках, пограничных органов, других органов безопасности, авиационных подразделений, центров специальной подготовки, подразделений специального назначения, предприятий, образовательных учреждений, научно-исследовательских, экспертных, судебно-экспертных, военно-медицинских и военно-строительных подразделений и иных учреждений и подразделений, предназначенных для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности, а также утверждает их штаты и определяет порядок их функционирования;
    38) принимает в установленном порядке решения о дислокации (передислокации) частей и войск до пограничного отряда, контрольно-пропускного пункта и им равных подразделений включительно в пределах территорий, переданных в пользование пограничных войск, а за пределами этих территорий - по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления;
    39) создает криптографический резерв из числа ушедших в запас или в отставку высококвалифицированных криптографов, а также из числа других специалистов, опыт и знания которых необходимы для поддержания на должном уровне криптографического потенциала Российской Федерации, и специальный фонд, определяет порядок его использования для привлечения специалистов в криптографический резерв;
    40) утверждает устав пограничных войск, положения о структурных подразделениях ФСБ России, положения (типовые положения) о территориальных органах безопасности, пограничных органах, других органах безопасности, а также положения (уставы) подразделений, предприятий, учреждений, организаций, за исключением тех, которые утверждаются в соответствии с федеральным законодательством Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
    41) пользуется в отношении военнослужащих органов и войск правами, предусмотренными Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, в полном объеме, а также устанавливает полномочия должностных лиц органов и войск по применению поощрений и наложению дисциплинарных взысканий в отношении подчиненных им военнослужащих;
    42) осуществляет в установленном порядке прикомандирование военнослужащих органов федеральной службы безопасности, определяет воинские должности для этих военнослужащих (кроме военнослужащих, прикомандированных к федеральным органам государственной власти в целях содействия реализации полномочий этих органов в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации);
    43) переводит в установленном порядке военнослужащих органов и войск в Вооруженные Силы Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;
    44) назначает на должность и освобождает от должности официальных представителей органов федеральной службы безопасности в иностранных государствах и сотрудников их аппаратов;
    45) определяет в соответствии с федеральным законодательством условия совмещения военнослужащими военной службы с иной оплачиваемой деятельностью;
    46) устанавливает в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации квалификационные требования по соответствующим государственным должностям федеральной государственной службы, учреждаемым для обеспечения деятельности ФСБ России;
    47) определяет по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации порядок и условия отнесения воинских частей и подразделений органов и войск к числу дислоцированных в отдаленных гарнизонах и местностях, где для супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, отсутствует возможность трудоустройства;
    48) учреждает именные стипендии, определяет порядок их присуждения курсантам и слушателям военных образовательных учреждений профессионального образования ФСБ России и образовательных учреждений среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, а также учреждает премии в области литературы и искусства за произведения, пропагандирующие деятельность органов и войск;
    49) устанавливает в пределах своих полномочий порядок передачи органами и войсками оперативной информации, специальных технических изделий и иных средств специальным службам и правоохранительным органам иностранных государств;
    50) определяет порядок выдачи разрешений военнослужащим и гражданскому персоналу органов и войск на выезд за пределы Российской Федерации;
    51) является распорядителем средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование органов и войск, включая валютные средства; утверждает сметы доходов и расходов органов и войск; определяет нормы и порядок расходования финансовых средств на проведение оперативных и иных мероприятий, связанных с осуществлением органами и войсками контрразведывательной, разведывательной, оперативно-разыскной деятельности и деятельности по защите и охране государственной границы;
    52) принимает решения о приеме делегаций специальных служб и правоохранительных органов иностранных государств и о направлении делегаций и сотрудников ФСБ России в иностранные государства;
    53) направляет в установленном порядке корабли и патрульные суда органов и войск с визитами и деловыми заходами в иностранные порты, разрешает полеты летательных аппаратов органов и войск за пределы Российской Федерации;
    54) устанавливает в соответствии с федеральным законодательством полномочия должностных лиц органов и войск;
    55) осуществляет другие полномочия в соответствии с федеральным законодательством.
    12. В ФСБ России образуется коллегия в составе директора ФСБ России (председатель коллегии), заместителей директора по должности, а также руководящих работников органов и войск.
    Численность и состав коллегии ФСБ России, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждаются Президентом Российской Федерации.
    Коллегия ФСБ России на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности органов и войск и принимает по ним решения.
    Решения коллегии ФСБ России принимаются большинством голосов ее членов и оформляются приказами ФСБ России.
    В случае разногласий между директором ФСБ России и коллегией директор ФСБ России реализует свое решение и докладывает о возникших разногласиях Президенту Российской Федерации. Члены коллегии ФСБ России также могут сообщить свое мнение Президенту Российской Федерации.
    Решения, принятые на совместных заседаниях коллегии ФСБ России и других федеральных органов исполнительной власти, оформляются совместными приказами ФСБ России и соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
    
 
 

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 11 августа 2003 г.
N 960

 

СТРУКТУРА
ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ


    Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России), имеющая в своем составе департаменты, управления и другие подразделения, непосредственно реализующие направления деятельности органов федеральной службы безопасности, а также подразделения, исполняющие управленческие функции
    Управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности)
    Управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках)
    Управления (отряды, отделы) ФСБ России по пограничной службе (пограничные органы)
    Другие управления (отделы) ФСБ России, осуществляющие отдельные полномочия ФСБ России или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности и пограничных войск (другие органы безопасности)
    Авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности