Аль-Гамаа аль-Исламия
al-Gama'a al-Islamiyya (GAI)
Регионы: Египет, Афганистан
Организация "Аль-Гамаа Аль-Исламия" возникла в начале 70-х годов внутри египетских университетов на базе так называемых «Лиджан диния» («религиозных комитетов»). Эти комитеты были созданы Саидом Рамаданом, ближайшим сподвижником президента А.Садата, одним из богатых и влиятельных лиц Египта. Стимулировав деятельность религиозных комитетов в университетах, А.Садат пытался создать баланс сил против левых в учебных заведениях.
В начале своей деятельности (1971-76 гг.) религиозные комитеты находились под идеологическим надзором организации "Братья-мусульмане" и занимались религиозно-воспитательной деятельностью в египетских Вузах. Эта деятельность включала в себя общественную, культурную и спортивную работу среди молодежи, а также проведение религиозных семинаров, организацию летних студенческих лагерей и ознакомительных поездок. Постепенно религиозные комитеты завоевывают среди студентов, средних и низших слоев египетского общества большую популярность.
Поддержка правительством А.Садата деятельности религиозных комитетов в университетах страны была вызвана потребностью в создании антилевых сил в высших учебных заведениях. К руководству этими комитетами пришла религиозно-фундаменталистская прослойка общества и радикально настроенные элементы.
В середине 70-х годов религиозные комитеты стали именоваться «Аль-Гамаат Аль-Исламия» («исламские общества»). В этот период они вступили в новый этап развития, который отличался направленностью на контроль над студенческими союзами, а также использование этих союзов для пропаганды исламской культуры в египетских университетах.
В конце 70-х годов в деятельности исламских обществ начала вырисовываться новая линия, тяготеющая к идее ведения священной войны (джихаду). Эта линия стала проявляться в характере издаваемых ею листовок и печатных изданиях.
Впоследствии внутри исламских обществ появилось новое течение, выступающее против позиции "Братьев-мусульман" и склонявшееся в своих воззрениях к линии организации "Аль-Джихад". Новое направление в деятельности исламских обществ стало проявляться, в большей степени, в университетах Верхнего Египта. Постепенно действия исламских обществ привели к прямым столкновениям с "Братьями-мусульманами" и властями.
На этом этапе деятельность исламских обществ не ограничивалась рамками традиционной религиозно-воспитательной работы, и они перешли к более активным действиям, направленным на «претворение исламской культуры в стране». Их деятельность стала носить агрессивный характер. Об этом свидетельствует проведение исламскими обществами в Верхнем Египте враждебных мер. Это выражалось в погромах в ходе студенческих университетских торжеств и мероприятий. Активисты исламских обществ прибегали к методам насилия, как средству изменения норм общественного поведения. Именно в этот период в их деятельности наметилась очень опасная линия, направленная на разжигание межнациональной и межрелигиозной розни, приведшая к прямым стычкам со студентами-христианами.
Раскол внутри исламских обществ привел одну их часть к "братьям", а другую часть в лагерь организации "Аль-Джихад". "Аль-Гамаа Аль-Исламия", начинавшаяся как молодежная религиозно-воспитательная организация, постепенно переросла в радикальную религиозную организацию.
В начале 1980-го года состоялась историческая встреча между лидером организации "Аль-Джихад" Абдель Салямом Фарагом и лидерами исламского общества, которая привела к слиянию организации "Аль-Джихад Аль-Мукаддас" (Священный джихад) с частью исламских обществ из Верхнего Египта в одну единую организацию "Аль-Джихад". Был создан совместный Консультативный Совет из 11 членов, руководство которым было передано доктору богословских наук шейху Омару Абдерахману. Впоследствии, согласно решению данного Совета и фетвы Омара Абдерахмана, было совершено убийство президента А.Садата.
После убийства А.Садата и последовавших за этим кровавых столкновений исламистов с властями в г.Асьюте, руководители и члены объединенной организации "Аль-Джихада" были арестованы и осуждены Высшим судом Государственной безопасности АРЕ по обвинению в покушении на президента А.Садата и силового свержения существующего строя.
Находясь в 1981-84гг. в тюрьмах, руководители организации сконцентрировали свое внимание на передаче опыта и воспитании молодого поколения. В этот период внутри организации «Аль-Джихад» происходит идеологический и организационный раскол, в результате чего образовываются две организации «Аль-Джихад» и «Аль-Гамаа Аль-Исламия». «Аль-Гамаа» возглавил Омар Абд Ар-Рахман.
Основное качество организации – децентрализация, ведь она начиналась с объединения ячеек, командиры которых знали друг друга персонально. Духовным лидером организации считается Шейх Омар Абд ар-Рахман, но его влияние было подорвано после того, как он был осужден на пожизненное заключение в США в 1996 г. за участие в организации первой атаки на ВТЦ в 1993 году. Группировка провела несколько атак против египетских спецслужб, правительственных чиновников, коптов-христиан.
GAI взяла на себя ответственность за попытку убить президента Мубарака в 1995 году во время визита в Эфиопию.
Основатели организации, ныне отбывающие сроки в египетских тюрьмах, первый раз призвали к прекращению огня в 1997 году, а потом в 1999-м. Прекращение огня в 1997-м привело к распаду организации на две независимых, часто враждебных фракции. Фракция Мустафы Хамзы поддерживает мирный процесс, а вторая, возглавляемая Рифаи Ахмадом, обвиняется в том, что именно она стояла за убийством туристов в Луксоре в 1997 году. Фракция Ахмада базируется в Афганистане, и имеет тесные связи с Египетским Исламским Джихадом. Призыв к прекращению огня в 1999 году был более успешным, но шейх Рахман возобновил свой призыв в июне 2000 года. Лидеры радикальной фракции подписались под фетвой Усамы бин Ладера, выпущенной в феврале 1998 года, которая призывает к терактам против США, и с 2000 года бойцы GAI провели несколько атак против коптских христиан.
В 2001 году Ахмад опубликовал книгу, в которой оправдывал массовые теракты.
Источники:
Ташкентский Государственный институт востоковедения "Политизация ислама и проблема религиозного экстремизма в современном мире" (на примере Арабской Республики Египет)MIPT Terrorism base |