Братья-мусульмане
Muslim Brotherhood, Al-Ikhwaan Al-Muslimoon, الإخوان المسلمون al-ikhwān al-muslimūn
Создана в 1928 году в городе Исмаилия (Египет) школьным учителем Хасаном Аль-Банна. В начале своей деятельности имела чисто религиозный характер и занималась «проповедованием хорошего и осуждением греховного», осуществляла миссионерскую деятельность, выступала против вестернизации египетского общества, призывала к строительству мечетей и религиозных школ для противостояния моральному разложению молодежи.
В основе учения Аль-Банны лежат идеи панисламизма, исламского пути развития и исламской демократии, основывающиеся, в свою очередь, на идеях египетских реформистов XIX века Джамалиддина Аль-Афгани, Мухаммеда Абдо и Рашида Рида. Х.Аль-Банна разработал так называемую «теорию национализма ислама», которая была основана на неприятии западноевропейских понятий «национализм» и «космополитизм». Вместо европейского космополитизма он предложил «аламийа» (всеобщность, всемирность). Национализм ислама Аль-Банны опирался на три принципа: веру в Аллаха, гуманизм и аламийу.
Постепенно деятельность организации начала политизироваться. Этот процесс начался в конце 30 годов и активизировался в ходе второй мировой войны. Братья-мусульмане были первой в Египте и на Ближнем Востоке организацией, использовавшей акты террора и насилия в качестве политического давления на государство. Всплеск террористических актов и насилия по вине данной организации произошел в период 1946-48 гг. Так, в течение 1948 года членами организации были убиты премьер-министр Нукраши-паша и начальник полиции Каира Селима Заки, а в 1954 году было совершено покушение на президента Г.А.Насера.
После того как в 1971 г. ее руководителем организации стал шейх Омар Ат-Тилмисани, она стала превращаться в партию парламентского типа. Были внесены определенные изменения в методы политической борьбы - "братья" отказались от использования насилия на территории исламских стран. Однако их идеологическая платформа существенно не изменилась, сводясь к требованию установления мусульманских законов, созданию исламского государства и формирования экономической системы, при которой частная собственность сохранялась.
В настоящее время "Братья-мусульмане" являются самой сильной и наиболее идеологизированной религиозной организацией Египта. В Египте она представляет отдельное направление исламского движения. Организация имеет достаточно ясно разработанную идеологическую программу и мощную материальную базу. Братья-мусульмане имеют международную сеть отделений и центров в более чем 30 странах Америки, Европы, Азии и Африки. Количество членов организации остается неизвестным.
Организация «Братья-мусульмане» является единственной массовой организацией, в которую входят люди из всех общественных слоев и групп Египта. Она стремится к коренным социальным изменениям египетского общества и государства, однако, постепенным и умеренным путем. По своей сути, эта организация сходна с религиозно-политическим движением.
Конечная цель организации - воссоединение всех мусульман и восстановление исламского халифата на базе полного возврата к Корану, Сунне и шариату. Особая цель заключается в борьбе с иностранным господством и с западничеством во всех его проявлениях.
Идеи Х.Аль-Банны сыграли в жизни организации направляющую роль в ее развитии в идеологическом и организационном плане. Далее они были развиты Сайидом Кутбом. Он добавил к идее Х.Аль-Банны идею "невежества" западного общества и западной формы правления из-за того, что они "не мусульманские". В последующем его книги оказали большое влияние на рост и развитие радикальных исламских организаций и групп Египта.
Тактика и стратегия организации. "Братья" выступают за установление исламского государства, исламское воспитание и постепенное внедрение шариата. Они против монархизма, против участия военных в составе правительства. Они отдают предпочтение республиканскому режиму.
Организация стремится оказывать давление на правительство и его членов, не участвуя в нем и критикуя его. Среди членов организации бытует мнение, что они сильны тогда, когда находится на нелегальном положении.
В своей повседневной деятельности "братья" придерживаются принципа «цель оправдывает средства». Они готовы пойти на сотрудничество с непримиримым противником ради достижения своей высшей цели - установления исламского государства. Примером такого сотрудничества может послужить тайное сотрудничество братьев с англичанами и американцами в 50-е годы. Цель заключалась в недопущении проникновения коммунизма в Египет.
На политической арене АРЕ организация действует в основном через другие легально действующие партии и организации, а также печатные средства. Одним из таких средств является оппозиционная газета «Аш-Шааб» («Народ»).
В парламенте Египта (Народном собрании) члены организации выступают за отмену банковской процентной ставки (риба), запрет на продажу спиртных напитков и т.д. Главным требованием является преобразование общественной жизни в соответствии с нормами шариата.
Структура организации
«Братья-мусульмане» характеризуются строгой дисциплиной и сосредоточением всей власти в одних руках. В отличие от других нелегальных исламских организаций Египта, «братья» отличаются пирамидальной «семейной» структурой. Основой этой структуры являются семейства, состоящие из 10 человек. Семейства объединяются в племена (4 семейства), а племена в группы и т.д.
Иерархическая лестница организации представляет собой следующую картину:
верховный наставник;
заместитель наставника;
уполномоченный представитель;
члены группы физического воспитания;
муджахеды (активные бойцы);
действующие члены (активная принадлежность);
братья (братская принадлежность);
братья-помощники (общая принадлежность).
Верховный наставник. («аль-муршид аль-амм») осуществляет полную власть и направляет деятельность организации. Срок пребывания на этой должности – 6 лет. Верховный наставник возглавляет Бюро ориентации и учредительный совет. У наставника есть заместитель, который при необходимости исполняет его функции. Третьим лицом в организации является уполномоченный представитель организации (по сути дела спикер).
Руководящие органы организации:
Верховный наставник;
Консультативный совет, куда входят верховный наставник, его заместитель, бюро наставничества и постоянный секретариат.
Консультативный совет состоит из 75 членов, избираемых тайным голосованием. Провинции представлены в совете следующим образом: 19 чел. из Каира, 7 из Гизы, 5 из Александрии, 6 из Дакахлии, по 3 члена из Аль- Бухейры, Аль-Миньи и Асьюта, по 4 человека из провинций Аш- Шаркия, Аль-Мануфии и Аль-Гарбии, по 2 представителя из Бани Свеф, Кафр эль-Шейх и Кальюбии, по 1 человеку из остальных провинций (за исключением Синая, Новой долины и Аль-Вахат) и 3 представителя от египтян, проживающих за границей.
Консультативный совет собирается дважды в год по решению верховного наставника (в месяцах Сафар и Шаабан мусульманского календаря). Допускается проведение внеочередной сессии Консультативного совета по решению большинства ее членов или решению верховного наставника (при условии, что на заседании будет присутствовать больше половины членов совета).
Этот совет избирает верховного наставника в присутствии 3\4 членов совета. В случае выставления кандидатуры, решение принимается большинством в 55 голосов из 75. Совет формирует комитет-тройку по расследованию и определению законности всех решений бюро и наставника.
Бюро наставничества состоит из 16 членов. Члены бюро избираются Консультативным советом путем тайного голосования. 9 из них проживают в Каире. Два члена из провинции Александрия и Марса Матрух. 2 других члена из Верхнего Египта и 2 члена из числа египтян, проживающих за рубежом. Среди членов бюро избираются секретарь (держатель тайн) и казначей. Штаб-квартира бюро находится в Каире.
Собрание бюро созывается либо по решению верховного наставника, либо по решению большинства его членов. В экстренных случаях бюро формирует постоянный комитет из 4 человек, возглавляемый верховным наставником или первым его заместителем. Задачей этого комитета является принятие срочных решений в чрезвычайных условиях, не приемлющих ожидания созыва Бюро.
Источники:
Ташкентский Государственный институт востоковедения "Политизация ислама и проблема религиозного экстремизма в современном мире" (на примере Арабской Республики Египет)
Ikhwan Web, Официальный сайт MB
|