Ужесточение законодательства /
Европа
Отправной точкой к
формированию специализированного антитеррористического законодательства
послужил рост терроризма в Западной Европе, пришедшийся на начало 70-х годов. В
итоге были созданы предпосылки для объединения усилий ряда европейских
государств, в развитии внутреннего и международного законодательства в области
борьбы с терроризмом. Ведущие западные государства: Англия, Германия, Испания,
Италия, Франция - не только произвели структурные изменения в действующем
законодательстве, но и приняли ряд специальных антитеррористических законов.
Одновременно с началом работы по созданию антитеррористического
законодательства в Западной Европе и США начала складываться так называемая
"новая юридическая культура".
Даже сами названия законов:
"О чрезвычайных мерах" (Великобритания,
1973 г.), "О борьбе с терроризмом" (Германия, 1986 г.),
"О срочных мерах по защите демократического порядка и общественной
безопасности" (Италия, 1979 г.), "О борьбе с терроризмом и
посягательствами на государственную безопасность" (Франция, 1986 г.),
"О борьбе с терроризмом и применении смертной казни" (США,
1996 г.) говорят о том, какое внимание уделяют европейские государства и
США этой проблеме. В последней четверти XX века
были приняты и основные международные конвенции (Европейская конвенция по
борьбе с терроризмом (Совет Европы, Страсбург, 27.01.77 г.).
При этом Совет Европы
отслеживает, чтобы борьба с терроризмом не нарушала права человека. В
результате были приняты такие акты как Рекомендация 1550 (2002) и Резолюция
1271 (2002) ПАСЕ "Борьба с терроризмом и соблюдение прав человека", принятые 24
января 2002 года и "Основные принципы борьбы с терроризмом", утвержденные
Комитетом Министров СЕ 15 июля 2002 года. Этот свод основных принципов является
первым международным текстом в данной области и провозглашает 17 основных
принципов, устанавливающих ограничения, которых должны придерживаться
государства в борьбе с терроризмом и которые вытекают из международных
документов, а также из судебной практики Европейского суда по правам человека.
Наиболее значимые улучшения
в правовой сфере борьбы с терроризмом связаны с работой
Междисциплинарной группы по международной деятельности в борьбе с
терроризмом (ГМТ). Данная группа представляет собой межправительственный
комитет экспертов, созданный в 2001 году, главной задачей которого является
определение приоритетных целей Совета Европы и изучение соответствующих
международных документов Организации, в частности Европейской конвенции 1977
года о ликвидации терроризма. Эти задачи были реализованы в течение ровно
одного года.
15 мая 2003 года был открыт
к подписанию Протокол с поправками (СЕД №190) к Европейской конвенции от 1977
года о ликвидации терроризма. В этом Протоколе содержится несколько важных
поправок к Конвенции:
- значительно расширен список правонарушений, не
могущих быть квалифицированными как политические или как политически
мотивированные; в настоящее время он включает все правонарушения,
предусмотренные комплексом антитеррористических конвенций ООН;
- предусмотрена упрощенная процедура внесения
поправок, которая позволяет добавлять к этому списку новые нарушения;
- Конвенция открыта для присоединения государств -
наблюдателей, а также других государств не членов Совета Европы, при
условии согласия Комитета Министров;
- предусмотрена возможность отказа в экстрадиции
правонарушителей в те страны, где им грозит смертная казнь, пытки или
пожизненное заключение без досрочного освобождения;
- значительно уменьшены возможности отказа от
выдачи на основании оговорки к Конвенции. При этом,
любой отказ подвергается процедуре контроля, которая применяется и в
отношении всех обязательств, вытекающих из текста измененной Конвенции.
Рабочая группа ГМТ также
выделила 6 приоритетных направлений деятельности, одобренных Комитетом
Министров в ноябре 2002 года:
- исследование понятий "апология терроризма" или
"призывы к терроризму";
- специальные методы расследования;
- защита свидетелей и лиц, сотрудничающих с
органами правосудия;
- международное сотрудничество в области правоприменения;
- деятельность, направленная на борьбу с
источниками финансирования терроризма;
- вопросы, связанные с документами,
удостоверяющими личность и возникающие в контексте борьбы с терроризмом.
Резолюция №1 о борьбе с
терроризмом была принята на Конференции в Софии, 9 и 10 октября 2003 года. В
данной Резолюци министры подтвердили свое намерение
продолжать совместные усилия (особенно в приоритетных областях) по расширению
борьбы с терроризмом и укреплению безопасности граждан в духе солидарности, а
также на основе общих ценностей, которым неизменно привержен Совет Европы:
верховенство закона, права человека и плюралистическая демократия. Кроме того,
министры определили и другие возможные направления деятельности:
- защита, поддержка и выплаты компенсации жертвам
терроризма;
- оценка эффективности национальных юридических
систем при реагировании на террористические акты;
- поддержка расширения законодательных и
институциональных возможностей государств - членов в области борьбы с
терроризмом;
- изучение возможности создания европейского свода
национальных и международных норм, в первую очередь норм в области борьбы
с терроризмом;
- вероятная дополнительная роль общей Европейской
конвенции о борьбе с терроризмом, которая внесла бы значительный вклад в
усилия ООН в данной области.
18 - 20 октября 2004 г.
Комитет экспертов по терроризму (CODEXTER) Совета Европы рассмотрел предварительный
проект Конвенции о противодействии терроризму - международно-правового
документа, который призван закрыть имеющиеся пробелы в нормах, регулирующих
вопросы борьбы с терроризмом. Кроме того, эксперты обсудили такие вопросы, как
составление кратких справок о состоянии борьбы с терроризмом в
государствах-членах, разработка новых документов о защите свидетелей и
применению специальных оперативно-следственнных
методов, защита жертв террористических актов и выплата им компенсаций,
противодействие финансированию терроризма.
18 мая 2005 года на саммите
в Варшаве Конвенция о противодействии терроризму была
наконец подписана.
|