Антитеррористическое законодательство Великобритании
До событий 11 сентября 2001 года Великобритания уже имела
хорошо разработанное
и надежное антитеррористическое законодательство, сформулированное в Законе
о терроризме от 2000 года. Он оказался жизненно важным инструментом в борьбе с
терроризмом, предоставляющим полномочия для ареста финансовых средств
террористов на границах страны и предотвращения конкретных правонарушений, способствующих
совершению терактов и осуществлению мероприятий в террористических целях. Он
поставил вне закона деятельность таких организаций как "Аль-Каида".
Теракты 11 сентября вынудили британское правительство
предпринять дополнительные меры безопасности, следствием чего стало принятие в
2001 г. антитеррористического закона, предусматривающего также ужесточение мер
в борьбе с преступностью и в области обеспечения безопасности. В соответствии с
этим Законом, были еще более усилены меры безопасности на воздушном транспорте.
В частности, были предоставлены дополнительные полномочия для снятия с рейсов и
ареста людей на некоторых служебных территориях, а также для задержания рейсов
по соображениям безопасности. Было ужесточено законодательство и в отношении химического,
биологического и ядерного оружия в целях обеспечения лучшей защиты и
безопасности гражданских ядерных объектов от нового и более расширенного
перечня противоправных действий. Были усилены меры безопасности и в отношении
потенциально опасных объектов, которые могли бы быть избраны террористами в
качестве целей. Дополнительные меры были внесены и в перечень мероприятий по
пресечению каналов финансирования террористов.
Наибольшую известность в данном Законе получило право
бессрочного ареста без суда и следствия с последующей депортацией иностранных
граждан, подозреваемых в причастности к террористической деятельности. Часть 4
этого Закона предоставляет министру внутренних дел полномочия на
санкционирование задержания иностранных граждан, подозреваемых в терроризме и в
возможной угрозе для национальной безопасности Британии, но которые на данный
момент не могут быть депортированы из страны. За этими лицами, по данному
Закону, сохраняется право в любое время добровольно покинуть Соединенное
Королевство, если обе стороны согласны с таким вариантом.
В марте 2005 года в Великобритании после длительных дебатов был принят
Закон о предотвращении терроризма. Законопроект, вызвавший столько споров и
противостояния, стал третьим в истории Соединенного Королевства по
продолжительности дебатов. По данным Би-би-си, последний раз подобные по
продолжительности и накалу дебаты в парламенте вызвало в 1986 году обсуждение
проекта закона о газе.
Только выступление Тони Блэра стало выходом из
законодательного тупика. Он предложил пересмотреть некоторые из спорных
положений закона в течение года и учесть в поправках и последующих
законопроектах те замечания, которые будут высказаны политиками и общественными
деятелями. Данное предложение было одобрено лидером "тори", и
законопроект успешно прошел финальные голосования в обеих палатах. Закон
(Акт) о предотвращении терроризма был в тот же день одобрен королевой
Великобритании, и заменил собой Акт об антитерроризме, преступности и
безопасности 2001 года, срок действия которого истекал 14 марта 2005 года.
Новый закон отменяет такую меру пресечения для подозреваемых
в терроризме, как заключение под стражей без предъявления обвинения. Ранее она
была признана британскими лордами-судьями противоречащей правам человека.
Вместо этого новый закон вводит для данной категории лиц такие меры контроля,
как ограничение передвижения или домашний арест. При этом к подозреваемым могут
применяться ограничения в пользовании телефонной связью, интернетом, поездках
по стране и встречах с другими людьми. Положения нового закона будут едиными
как для британских подданных, так и для граждан иностранных государств.
Наибольшие споры вызвал вопрос о том, кто должен принимать
решения о применении подобной меры пресечения. Первоначально правительство
предложило, чтобы это делал глава МВД Соединенного Королевства. Однако
парламентарии не согласились с возложением на выборного чиновника роли,
традиционно принадлежавшей судьям. В итоге данное положение из закона было
изъято, и решение по мере пресечения будет принимать все же судья.
Смотри также на "Агентуре":
|