Психи джунглей
Мексиканские повстанцы просят
иностранцев оставить их в покое
Марина Латышева
Недавно в
магазинах Москвы на русском языке появилась книга текстов идеолога индейской революции
субкоманданте Маркоса "Другая революция. Сапатисты против нового мирового
порядка". Автор перевода - ОЛЕГ ЯСИНСКИЙ, преподаватель журналистики
частного университета Сантьяго. Он уже 7 лет живет в Чили и наряду с занятием
научной деятельностью является собкором русской службы Би-би-си и ряда
российских и украинских изданий. Он бывал в Чьяпасе, общался с сапатистами и
любезно согласился на интервью для "Версии".
- Как
вы можете прокомментировать планируемые дебаты между двумя известными интеллектуалами по
проблеме терроризма?
- Где реально
могли бы состояться и состоятся ли вообще канарские дебаты, не знает никто.
Просто еще не время переходить к технике этого вопроса. Испанское правительство
относится к этому крайне негативно. ЭТА также объявила, что не намерена
участвовать в этой пантомиме. Гарсон сказал, что ответит позже, но даже если он
и будет "за", я думаю, испанские власти найдут форму подрезать ему
крылышки. А массового движения в поддержку этого нет по той простой причине,
что крупнейшие испанские СМИ просто не опубликовали последние письма Маркоса.
Есть декларация испанских интеллектуалов в поддержку, но ее тоже мало кто читал.
- Каковы последние новости об
обстановке в Чьяпасе?
- Субкоманданте
Маркос довольно долго не напоминал о себе. Молчание сапатистов длилось с марта
2001 года. Оно было вызвано тем, что правительство Висенте Фокса нарушило
абсолютно все свои обещания и гарантии, данные ранее сапатистам и гражданскому
обществу, и вопрос о юридическом признании культуры и прав мексиканских
индейцев зашел в окончательный тупик. В то же время усилилось давление на
автономные сапатистские муниципалитеты Чьяпаса со стороны различных
военизированных групп, вооруженных и финансируемых как правительством Фокса,
так и оппозицией ПРИ. Избивая и убивая представителей гражданских властей
сапатистских общин, организаторы этого попытались спровоцировать Сапатистскую
армию национального освобождения (САНО) на вооруженный ответ, с тем чтобы
обвинить их в эскалации насилия и дать повод правительству для окончательного
военного решения. В то же время эта новая ситуация усилила позиции других
вооруженных левых организаций Мексики, изначально выступавших против диалога и
переговоров, считая, что единственным эффективным путем для решения индейского
вопроса может быть только революционное насилие. Сапатисты оказались в
одиночестве и изоляции. В ответ на это гражданские власти сапатистских общин
приняли решение о прекращении всех контактов с внешними организациями и прессой
и начали серию консультаций внутри общин, пытаясь найти выход. В прессе стали
циркулировать различные гипотезы о тяжелой болезни, смерти или бегстве Маркоса
из Мексики.
Я был в то время
в Чьяпасе. Ситуация в тех сапатистских общинах, где мы были, критическая. Мы
видели голод, нищету и усталость. Вызвав море интереснейших интеллектуальных
дискуссий в Интернете и академических кругах мира и поток
"революционного" туризма в Чьяпас, сапатизм с момента восстания 1
января 1994 года мало изменил реальность борющихся за выживание общин. Если правительство
и обратило с тех пор больше внимания на Чьяпас, то это выразилось только в
значительной материальной поддержке (деньгами и оружием) общин религиозных
фанатиков - соседей и противников сапатистов. Это военное и экономическое
давление начало давать свои результаты. Люди устали, чувствуют себя опять
обманутыми правительством, и стали все громче раздаваться требования к
командованию Сапатистской армии национального освобождения о возобновлении
войны. В обещания центрального правительства страны уже никто в сапатистских
общинах не верит. Мои знакомые участники движения были и остаются сторонниками
ненасилия и диалога. Я видел их в состоянии, близком к отчаянию, потому что все
мирные пути казались закрытыми.
- Какова система прохода в
сапатистские общины, например, для иностранных граждан или для журналистов?
- Система
достаточно проста: люди из некоторых гражданских организаций, известные
сапатистскому командованию, могут дать вам письменную рекомендацию
(типа
поручительства в вашей серьезности и порядочности) с объяснением цели посещения
сапатистских автономных муниципалитетов и с обязательным указанием конкретного
места, в которое вы направляетесь. При себе необходимо иметь паспорт. На входе
в сапатистскую общину документы передаются охране, они связываются с гражданским
руководством общины, и те дают ответ: можешь войти на территорию или нет. По
дороге в некоторые общины есть военные посты, где проверяют документы и иногда
разворачивают назад. При проверке на постах нужно делать из себя эдакого
лоха-туриста, интересующегося, например, поведением обезьян в естественных
условиях. Опять же через знакомых, связанных с сапатистами, можно найти
водителя с джипом, который провезет куда нужно с наименьшими потерями.
- Вы упоминали революционный
туризм. Это что такое?
- Это
разнообразные радикальные шизофреники из самых разных стран мира, которым
захотелось повоевать на стороне сапатистов. Незадолго до моего прибытия на
территорию сапатистского поселения недалеко от Сан-Кристобаль-де-Лас-Касас
проник один молодой человек из Канады и требовал от несчастных сапатистов,
чтобы его взяли бойцом САНО. Бедное индейское начальство пару недель пыталось
от него избавиться, обращаясь ко всем неправительственным организациям с
просьбой забрать этого юношу из общины. Мне бы не хотелось подробно
останавливаться на этой проблеме, не дай бог, русские радикалы заинтересуются.
Потому что один настоящий русский псих в лакандонской сельве может принести
больше вреда, чем вся администрация Буша, вместе взятая. Дело в том, что
сапатисты не принимают никаких добровольцев-интернационалистов извне.
- Почему?
- Потому что речь
идет о конкретной борьбе организовавшихся общин за официальное и
законодательное признание культурных прав и традиций индейских народов. То есть
если их культура и понятие справедливости - судебно-процессуальное право - не
совпадают с мексиканским федеральным (а на самом деле здесь идет речь о
конфликте и несовпадении двух культурных моделей, двух цивилизаций - западной
иудеохристианской и мезоамериканской майя), то на индейских сапатистских
территориях должно действовать законодательство, определяемое общинами. И чтобы
в рамках всей Мексики законодательно были гарантированы равные права на
развитие и уважение для всех культур народов, населяющих Мексику. Это основное
требование сапатистов к правительству. Поэтому речь идет о внутримексиканском
вопросе, который должен быть решен самими мексиканцами, без какого бы то ни
было вмешательства извне. Именно поэтому сапатисты просят, чтобы их пример в
других странах не абсолютизировали, не копировали, не переоценивали и не
превращали в очередной революционный фетиш, а просто искали разные творческие
формы борьбы с неолиберализмом исходя из реальности, истории и национальных
особенностей каждой страны.Это и была бы лучшая помощь иностранцев сапатистам.
Версия (Москва)
13.01.2003
|