Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму» / Юридический комментарий
Анна Ставицкая
6 июля 2007 года Государственной Думой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму». Всего через 5 дней, а именно 11 июля 2007 года Закон был одобрен Советом Федерации.
Новые поправки, также как и все предыдущие, не были оставлены без внимания со стороны общества.
В частности, Международная правозащитная организация "Репортеры без границ" выразила обеспокоенность принятым Госдумой в двух чтениях законопроектом, ужесточающим ответственность за экстремизм в заявлении, адресованной Путину В.В.: « «Мы попросили господина Путина наложить вето на этот закон, потому что борьба с экстремизмом, конечно, важна, все это признают, но она не должна ограничивать свободу прессы и свободу самовыражения, - говорит один из руководителей "Репортеров без границ" Жан-Франсуа Жиляр. - Россия не единственная страна, где принимаются законы, вроде бы имеющие целью побороть экстремизм, а на самом деле накладывающие ограничения на свободу слова. Мы просим в первую очередь определить более точно понятие экстремизма. Если законопроект будет одобрен в нынешнем виде, то появится возможность легко надавить на масс-медиа. Например, можно будет закрыть радиостанцию за то, что не журналист, а слушатель, прорвавшийся в эфир, может сказать что-нибудь экстремистское».
Жан-Франсуа Жиляр напоминила, что после трех предупреждений у СМИ может быть отозвана лицензия. «Репортеры без границ» отмечают, что в принятом законе дается 13 определений экстремизма. И формулировки этих определений достаточно расплывчаты. В преддверие парламентских выборов 2007-го и президентских 2008 года, отмечают правозащитники, широкая область применения термина «экстремизм» может всерьез ударить по свободе прессы.
Авторов письма беспокоит, что спецслужбы получат возможность прослушивать телефонные разговоры лиц, подозреваемых в экстремизме. Таким образом, нарушается неприкосновенность частной жизни, которая гарантируется конституцией России. Наконец, законом запрещается распространение информации об ассоциациях или неправительственных организациях, деятельность которых запрещена, согласно закону «О противодействии экстремистской деятельности».
Заявления никоим образом не повлияли на принятие Закона.
24 июля 2007 года Закон был подписан Путиным, а 1 августа 2007 года был официально опубликован в "Российской газете".
Принятый Закон напрямую затрагивают интересы средств массовой информации.
1. В частности, Закон внес изменение в часть вторую статьи 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I "О средствах массовой информации".
Теперь эта статья звучит следующим образом: «Запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности"), без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена (прим. внесенные Законом изменения).
При этом, перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с экстремистской деятельностью, подлежит размещению в международной компьютерной сети "Интернет" на сайтах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции в сфере регистрации общественных и религиозных объединений, иных организаций. Указанный перечень также подлежит опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации. ( ч. 6 ст. 9 Закона «О противодействии экстремистской деятельности»).
Таким образом, прежде чем давать информацию о какой-либо организации, журналист теперь обязан будет проверить, включена ли эта организация в перечне запрещенных организаций или нет.
При этом необходимо обратить внимание, что в Законе «О противодействии экстремистской деятельности» не указан порядок публикации подобных сведений и не указаны временные рамки, когда подобная информация должна быть опубликована.
В связи с этим, журналисты могут столкнуться с реальными трудностями, когда они точно не будут знать, имеется или не имеется в отношении той или иной организации вступившее в силу решение суда о ее ликвидации в связи с экстремистской деятельностью, а соответственно имеют они или не имеют право давать о такой организации информацию.
Безусловно, подобные нечеткости Закона приведут к ограничению прав журналиста.
2. Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму» внесены также изменения в Закон «О противодействии экстремистской деятельности».
В частности внесены изменения в пункт 1 статьи 1 Закона, который определяет понятие экстремизма.
Теперь понятие экстремизма звучит следующим образом: «1) экстремистская деятельность (экстремизм):
насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг».
Список тех действий, которые с точки зрения авторов Закона являются экстремистскими, изменился и уменьшился на 5 пунктов. Если раньше этот перечень включал 18 пунктов, то теперь таких пунктов 13.
Однако, к сожалением, приходится констатировать, что ни уменьшение, ни изменение понятия экстремизма не привело к тому, что это понятие стало более четким.
2.1. Исключение из понятия экстремистской деятельности (экстремизм) ссылку на то, что это деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо редакций средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на… вовсе не означает, что теперь это понятие не распространяется на средства массовой информации.
Скорее наоборот, исключение подобной ссылки - расширение списка возможных «экстремистов».
2.2. Обращает на себя внимание часть 13 пункта 1 статьи 1 Закона: «Финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг».
Ключевым моментом для средств массовой информации здесь является оказание информационных услуг.
Из приведенного пункта следует, что если журналист распространит какую-либо информацию, которая каким-либо боком может быть подтянута под те действия, которые указаны в статье 1 Закона, то его могут обвинить в том, что он оказывает информационные услуги экстремистам.
Например, правозащитник выразили неодобрение действиям представителей власти по разгону пикета или демонстрации, в связи с тем, что нарушаются свободы гражданина в связи с его социальной, расовой, национальной принадлежности. Журналист это мнение осветил. Затем действия представителя власти по разгону пикета суд признает законным. Получается, что правозащитник публично выдвинул ложное обвинение в отношении лица, занимающего государственную должность в совершении действий, указанных в пункте 1 статьи 1 Закона.
При желании, соответствующие органы могут признать, что «неугодный» для власти журналист оказывал информационные услуги.
Таким образом, Закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму" вовсе не устранил неточности в понятии «экстремистская деятельность (экстремизм)», как это провозглашалось законодателем.
3. Закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму" также предусматривается административную ответственность за массовое производство, хранение и распространение экстремистских материалов.
В частности Законом внесены изменения в главу 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая дополнена статьей 20.29 следующего содержания:
"Статья 20.29. Производство и распространение экстремистских материалов
Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства».
При этом, как уже описывалось в предыдущей статье о Законе «О противодействии экстремистской деятельности», понятие экстремистских материалов этим Законом определено не достаточно четко, что, соответственно, может привести к злоупотреблениям со стороны представителей власти в отношении к журналистам.
4. Также обращает на себя внимание, что согласно Закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму» внесены изменения в статью 8 Закона « Об оперативно-розыскной деятельности».
Эти изменения расширяют полномочия правоохранительных органов.
Теперь правоохранительные получили право прослушивать телефонные разговоры лиц, которые, по их мнению, совершили не только тяжкие и особо тяжкие преступления, но и преступления средней тяжести, а также проводить оперативные эксперименты в отношении таких лиц. И не только их, а еще и людей, которые могут располагать сведениями об этих преступлениях.
С учетом изменений, которые были внесены и в Уголовный Кодекс РФ, прослушивать теперь можно лиц, которые подозреваются в побоях по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, в хулиганстве по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Таким образом, можно сделать вывод, что Закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму" направлен не на совершенствование, а на ужесточение законодательства по борьбе с экстремизмом
|