Британская система борьбы с
терроризмом
В Великобритании разработана долгосрочная
антитеррористическая стратегия, известная под аббревиатурой "Contest". В ней четыре направления:
"предотвращение", "преследование", "защита" и
"готовность".
В области
предотвращения Британия определила для себя в этой области следующие приоритеты:
- обеспечение безопасности общества и сведение к
минимуму возможностей нарушения повседневных условий жизни;
- обеспечение гарантии того, что люди и
организации, как в государственном, так и в частном секторах, отвечающие
за защиту от террористов и ликвидацию последствий терактов, могли
эффективно выполнять свои обязанности;
- доведение до сведения всех компаний и
организаций степени террористической угрозы и обеспечение условий,
гарантирующих принятие этими компаниями и организациями необходимых, адекватных
угрозе мер безопасности для защиты своей собственности, персонала и
авуаров.
За предотвращение терактов отвечают следующие
государственные ведомства:
Предупреждение властей о потенциальных атаках:
Основываясь на информации
британской радиоэлектронной разведки GCHQ и ее американского коллеги NSA, MI5
регулярно рассылает такие предупреждения по защищенной электронной почте
заинтересованным министерствам, а также большим корпорациям, в частности British Petroleum и Shell, из-за потенциально высокой угрозы их объектам.
Ориентировки, выпускаемые MI5,
циркулируют в очень узком кругу. Он включает Даунинг
стрит, 10 (резиденцию премьер-министра) и ключевых министров. Если информация
носит исключительный характер, то она направляется напрямую премьер-министру
Тони Блэру сэром Дэвидом Омандом, координатором кабинета
по вопросам безопасности и разведки. Так было, например, в феврале 2003
года, когда из-за угрозы теракта на территорию аэропорта
Хитроу ввели спецподразделения и танки.
Действия во
время террористического кризиса (захват заложников):
В Великобритании руководителем оперативного штаба в
таких случаях становится шеф Скотланд-Ярда. Решение о штурме выносит
премьер-министр после совещания с так называемой группой COBRA (Cabinet Office Briefing Room A),
состоящей из руководителей спецслужб, после чего шеф Скотланд-Ярда выписывает
боевое распоряжение спецназу SAS. То есть в Великобритании ответственность также остается
на федеральных структурах, а не местных властях.
Международное
сотрудничество в борьбе с терроризмом:
В июне 2004 года США,
Великобритания и Австралия объявили о создании глобальной антитеррористической
сети. Задача сети - предотвращать акции "Аль-Каиды"
и союзных ей группировок на всей территории земного шара. Первоначально
предполагалась, что сеть будет включать три центра - американский Terrorist Threat Integration Center (в декабре 2004 года
его заменил Национальный контртеррористический центр
- National Counterterrorism Center (NCTC), британский The Joint Terrorism Analysis Centre (создан в июне 2003-го) и австралийский National Threat Assessment Centre (создан в октябре 2003
г.).
Однако вскоре сеть была
расширена за счет новозеландского и канадского сегментов: в октябре 2004 года в
Канаде был создан The Integrated Threat Assessment Centre (ITAC), а в
декабре 2004 года в Новой Зеландии появилась The Combined Threat Assessment Group (CTAG).
Таким образом, была создана структура, которая
полностью повторяла систему глобального радиоперехвата ECHELON. Напомним, что
во время Второй мировой войны было налажено тесное
сотрудничество между разведками пяти англосаксонских стран - США,
Великобритании, Новой Зеландии, Австралии и Канады.
Сотрудничество
с Россией
В декабре 2001 года Владимир Путин и Тони Блэр на
специальной встрече договорились об учреждении российско-британской Совместной
рабочей группы по международному терроризму в целях углубления взаимодействия
двух стран на практических направлениях. В октябре 2005 года в Лондоне Блэру и
Путину был представлен доклад о сотрудничестве в рамках двусторонних и
многосторонних мероприятий, в том числе о совместной работе над текстом
резолюции по противодействию подстрекательству к террористическим актам,
которая была одобрена Советом Безопасности ООН. На этой встрече было принято
решение о создании рабочей группы из представителей спецслужб двух стран для
борьбы с международным терроризмом, и было озвучено
соответствующее заявление.
|
Взрывы в Лондоне 7 июля 2005.
|
Смотри также на
сайте Исследовательского центра Agentura.Ru:
Ссылки:
Антитеррористическое
законодательство Великобритании:
До событий 11 сентября 2001 года
Великобритания уже имела хорошо разработанное
и надежное антитеррористическое законодательство, сформулированное в Законе
о терроризме от 2000 года. Он оказался жизненно важным инструментом в борьбе с
терроризмом, предоставляющим полномочия для ареста финансовых средств
террористов на границах страны и предотвращения конкретных правонарушений,
способствующих совершению терактов и осуществлению мероприятий в
террористических целях. Он поставил вне закона деятельность таких организаций
как "Аль-Каида".
Теракты 11 сентября вынудили
британское правительство предпринять дополнительные меры безопасности,
следствием чего стало принятие в 2001 г. антитеррористического закона,
предусматривающего также ужесточение мер в борьбе с преступностью и в области
обеспечения безопасности. В соответствии с этим Законом, были еще более усилены
меры безопасности на воздушном транспорте. В частности, были предоставлены
дополнительные полномочия для снятия с рейсов и ареста людей на некоторых
служебных территориях, а также для задержания рейсов по соображениям
безопасности. Было ужесточено законодательство и в отношении химического,
биологического и ядерного оружия в целях обеспечения лучшей защиты и
безопасности гражданских ядерных объектов от нового и более расширенного
перечня противоправных действий. Были усилены меры безопасности и в отношении
потенциально опасных объектов, которые могли бы быть избраны террористами в
качестве целей. Дополнительные меры были внесены и в перечень мероприятий по
пресечению каналов финансирования террористов.
Наибольшую известность в данном
Законе получило право бессрочного ареста без суда и следствия с последующей
депортацией иностранных граждан, подозреваемых в причастности к
террористической деятельности. Часть 4 этого Закона предоставляет министру
внутренних дел полномочия на санкционирование задержания иностранных граждан,
подозреваемых в терроризме и в возможной угрозе для национальной безопасности
Британии, но которые на данный момент не могут быть депортированы из страны. За
этими лицами, по данному Закону, сохраняется право в любое время добровольно
покинуть Соединенное Королевство, если обе стороны согласны с таким вариантом.
В марте 2005 года в
Великобритании после длительных дебатов был принят
Закон о предотвращении терроризма. Законопроект, вызвавший столько споров и
противостояния, стал третьим в истории Соединенного Королевства по
продолжительности дебатов. По данным Би-би-си, последний раз подобные по
продолжительности и накалу дебаты в парламенте вызвало в 1986 году обсуждение
проекта закона о газе.
Только выступление Тони Блэра
стало выходом из законодательного тупика. Он предложил пересмотреть некоторые
из спорных положений закона в течение года и учесть в поправках и последующих
законопроектах те замечания, которые будут высказаны политиками и общественными
деятелями. Данное предложение было одобрено лидером "тори", и
законопроект успешно прошел финальные голосования в обеих палатах. Закон
(Акт) о предотвращении терроризма был в тот же день одобрен королевой
Великобритании, и заменил собой Акт об антитерроризме,
преступности и безопасности 2001 года, срок действия которого истекал 14 марта
2005 года.
Новый закон отменяет такую меру
пресечения для подозреваемых в терроризме, как заключение под стражей без
предъявления обвинения. Ранее она была признана британскими лордами-судьями
противоречащей правам человека. Вместо этого новый закон вводит для данной
категории лиц такие меры контроля, как ограничение передвижения или домашний
арест. При этом к подозреваемым могут применяться ограничения в пользовании
телефонной связью, интернетом, поездках по стране и
встречах с другими людьми. Положения нового закона будут едиными как для
британских подданных, так и для граждан иностранных государств.
Наибольшие споры вызвал вопрос о
том, кто должен принимать решения о применении подобной меры пресечения.
Первоначально правительство предложило, чтобы это делал глава МВД Соединенного
Королевства. Однако парламентарии не согласились с возложением на выборного
чиновника роли, традиционно принадлежавшей судьям. В итоге данное положение из
закона было изъято, и решение по мере пресечения будет принимать все же судья.
После терактов
в Лондоне:
После второй серии взрывов в Лондоне 21 июля 2005 года
Великобритания столкнулась с необходимостью вновь менять антитеррористическое
законодательство. 26 июля дал пресс-конференцию после переговоров с лидерами
консервативной и либерально-демократической партий Британии по поводу новых
антитеррористических законов.
Среди новых законодательных мер, которые обсуждались на
Даунинг-стрит:
- допущение
перехваченных телефонных переговоров в качестве вещественного
доказательства в британских судах;
- продление
сроков задержания подозреваемых в террористической деятельности без
предъявления обвинений;
- объявление
вне закона посещений тренировочного лагеря террористов; способы борьбы с
пропагандой терроризма в печатных изданиях и в интернете.
Ранее лидеры основных политических партий пришли к
соглашению по поводу новых законов, направленных против тех, кто участвует в
подготовке терактов и косвенно подстрекает к террористической деятельности.
5 августа Тони Блэр озвучил
новые детали новой антитеррористической политики. Он заявил, что Из
Великобритании будут депортировать тех, кто подстрекает людей к религиозной
ненависти, осуществляет или поощряет любые акты насилия. Решение о депортации
будет принимать министр внутренних дел. Благодаря новому закону на это будет
уходить мало времени и террористы не успеют что-либо предпринять против
властей.
По словам Блэра, в ближайший
месяц будет утвержден список причин, которые могут привести к депортации
граждан иностранных государств. "Особое внимание будет уделено
экстремистским веб-сайтам, книжным магазинам, центрам
и другим организациям", - заверил глава кабинета. В настоящее время
ведутся переговоры по соглашению о сотрудничестве в области выдачи
подозреваемых в терроризме с Иорданией, Ливаном, Алжиром и примерно с десятью
другими странами.
Осенью при рассмотрении нового
антитеррористического законодательства британским парламентариям будет также
предложено значительно увеличить срок предварительного задержания тех, кого
подозревают в причастности к терроризму, при том до предъявления им обвинения.
Предлагается также ввести более широкое применение так называемых
"контрольных ордеров", когда подозреваемые в терроризме будут
ограничены в передвижении и общении с внешним миром, не находясь под арестом.
Смотри также на "Агентуре":
|