На главную страницу
Сайт Agentura.ru - о спецслужбах России и мира: информация о тех, кто традиционно стремится остаться в тени...
Борьба с терроризмомПарламентский контроль
 
Www.Agentura.Ru
English
Search

 

webmaster@agentura.ru
© Агентура, 2000-2006 гг.
Пишите нам   Пишите нам
TopList Rambler's Top100 ServiceRambler's Top100 Service

Антитеррористическое законодательство России

Первая редакция закона о борьбе с терроризмом появилась еще в 1993 г. и строилась по принципу пресечения таких актов, как, например, захват самолета семьей  Овечкиных. В 1997 году начал действовать Уголовный кодекс, в статье 205 которого определялась ответственность за совершение террористических актов. Кроме того, к тому времени уже действовал  закон об оперативно-розыскной деятельности, который определил средства, которые могут быть использованы органами, ведущими борьбу с терроризмом.

В 1998 году был принят закон "О борьбе с терроризмом". Закон впервые в истории России определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом, вопросы координации и порядок взаимодействия органов власти в борьбе с терроризмом, а также права, обязанности и гарантии прав граждан. В частности, на законодательном уровне сформулированы такие бывшие ранее спорными понятия, как террористическая организация, террористическая деятельность, международный терроризм и ряд других.

Первые радикальные изменения в антитеррористическое законодательство последовали после теракта на Дубровке. 1 ноября в третьем чтении (23 октября - во втором) принят Федеральный закон "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и в статью 15 Федерального закона "О борьбе с терроризмом", внесенный депутатами Константином Ветровым (ЛДПР), Валерием Комиссаровым ("Единство"), Николаем Ковалевым (ОВР), Виктором Илюхиным (КПРФ) и другими борцами против свободы слова. Принятым законом в статью 4 закона о СМИ вносится лишь одно дополнение - о недопущении использования средств массовой информации "для распространения сведений о технологии изготовления оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств".

В статью 15 антитеррористического закона вносятся изменения более существенные. Подпункт 3 пункта 2 был дополнен запретом распространения информации, содержащей высказывания лиц, направленные на воспрепятствование проведению контртеррористической операции, пропаганду и (или) оправдание сопротивления проведению контртеррористической операции. Хотя конструкция, в которую включается названное новое положение, запрещает эти действия лишь в случае, если распространение информации служит пропаганде или оправданию экстремистской деятельности (террористическая деятельность Федеральным законом от 25 июля 2002 года отнесена к более широкому понятию экстремистской), норма, ограничивающая свободу СМИ и других информационных источников, стала еще более сомнительной.

Между тем, действующая с 1998 года первоначальная редакция Федерального закона "О борьбе с терроризмом" запрещает распространение информации "служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма". Но отвечающим допустимым ограничениям свободы слова был бы запрет на распространение информации, направленной на пропаганду противозаконных действий (того же терроризма), и лишь в таком случае пресекательные меры по отношению к СМИ и журналистам можно было бы считать правовыми.

Сразу в трех чтениях в том же ноябре был принят Федеральный закон "О внесении дополнения в Федеральный закон "О борьбе с терроризмом", внесенный депутатами Николаем Безбородовым ("Регионы России"), Александром Коржаковым (ОВР), Александром Яшиным ("Единство"), Александром Чершинцевым ("Регионы России"). Законом устанавливается, как поступать с уже убитыми "террористами". Трупам "террористов" посвящен и принятый в тот же день в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле", внесенный депутатами Александром Гуровым ("Единство"), Францем Клинцевичем ("Единство"), Сергеем Житинкиным ("Единство"), Павлом Бурдуковым (Агропромышленная группа), Николаем Ковалевым (ОВР) и Валерием Останиным ("Яблоко").

Поправкой в закон "О борьбе с терроризмом" определяется, что "погребение террористов, умерших в результате пресечения террористической акции, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом их тела для захоронения не выдаются и о месте их захоронения не сообщается". Аналогичное дополнение помещается в закон о похоронном деле. / Источник: Demokratia.Ru/

Вторая волна реформ антитеррористического законодательства началась после теракта в Беслане. 30 ноября 2004 года в Государственную Думу на первое чтение был внесен законопроект "О противодействии терроризму".

Законопроект был внесен депутатами: Грызловым Б.В., Васильевым В.А., Куликовым А.С., Баскаевым А.Г., Дятленко В.В., Бариновым И.В., Гришанковым М.И. и членами Совета Федерации Озеровым В.А., Ключенком В.Д., Мельниковым В.И., Лысковым А.Г., Федоровым В.И.

Формально законопроект является разработкой Комитета безопасности ГД и Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации. Кроме спикера ГД Грызлова, все депутаты является членами Комитета по безопасности ГД, все члены СФ - соответствующего комитета СФ. На самом деле этот законопроект разрабатывался в течение нескольких месяцев в Федеральной службе безопасности при участии МВД, Генпрокуратуры и Министерства юстиции. 

Революционные новшества по сравнению с прежним (образца 1998 года законом "О борьбе с терроризмом") содержатся уже в Статье № 3 "Основные понятия".

Определение "терроризм" изложено в следующей редакции:

- Терроризм - это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц, уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества либо других материальных объектов, незаконное вмешательство или угроза незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, а также иные действия, создающие опасность гибели людей, применения значительного материального ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий и совершаемые в целях устрашения населения или оказания воздействия на принятие должностными лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями решений, обеспечивающих уловлетворение социаьлно-политических требований и интересах террористов. 

Фактически это более расширительное определение терроризма, чем данное в Уголовном Кодексе, и при желании под определение " и иные действия, оказывающие на принятие органами власти решений" подпадают митинги и демонстрации. 

Содержатся в проекте и очевидно нереальные вещи. Например, согласно законопроекту, к ведению переговоров с террористами "по решению руководителя контртеррористической операции допускаются только специально подготовленные лица". Однако во время всех захватов последнего времени кандидатуры переговорщиков выдвигались со стороны террористов, которые, понятно, не согласны разговаривать со "специально подготовленными лицами", и вряд ли сейчас эта ситуация изменится. 

В законопроекте содержится перечень режимов, "применяемых для защиты от терроризма":

  • Режим террористической опасности; 
  • Режим контртеррористической операции; 
  • Режим чрезвычайной ситуации. 

Решение о введении либо отмене особых правовых режимом подлежат незамедлительному опубликованию в средствах массовой информации. 

Абсолютно новый пункт проекта - Режим террористической опасности (статья 21).   По действующему законодательству специальных режимов пока только два: чрезвычайное положение и контртеррористическая операция. Согласно тексту проекта, срок указанного режима не может превышать 60 суток. Режим террористической опасности вводится при получении информации, свидетельствующей о возможной подготовке или об угрозе террористической акции, и наличии обстоятельств, не позволяющих провероить такую информацию, обеспечить безопасность граждан и объектов подвергающихся террористической угрозе, обычными силами и средствами и средствами без применения специальных мер и временных ограничений.  Однако после принятия в первом чтении законопроект не вносился на второе чтение почти год.

16 февраля 2006 года Президент подписал Указ "О мерах по противодействию терроризму", согласно которому был создан Национальный антитеррористический комитет, который возглавит директор ФСБ. Таким образом, был определен ответственный за борьбу с терроризмом - ФСБ. Неопределенность именно по этому вопросу тормозила принятие закона "О противодействии терроризму". Уже 22 февраля законопроект прошел второе чтение, а 26 - окончательное третье чтение. Ко второму чтению из законопроекта исчез пункт о режиме террористической опасности и ограничениях для СМИ, но появилось право сбивать гражданские самолеты в случае их захвата террористами.

Кроме действующего закона "О борьбе с терроризмом", деятельность по предотвращению терактов регулируют закон № 40 "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" (1995), постановление правительства Российской Федерации № 1302 "О Федеральной антитеррористической комиссии" (принято в 1998). Обеспечить противодействие финансированию терроризма и экстремизма призван Федеральный закон № 115 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (принят в 2001), Постановление Правительства РФ № 27 "Об утверждении Положения о порядке определения перечня организация и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" (принято в 2003).

Смотри также на "Агентуре":