На главную страницу
Сайт Agentura.ru - о спецслужбах России и мира: информация о тех, кто традиционно стремится остаться в тени...
Борьба с терроризмомПарламентский контроль
 
Www.Agentura.Ru
English
Search

 

webmaster@agentura.ru
© Агентура, 2000-2006 гг.
Пишите нам   Пишите нам
TopList Rambler's Top100 ServiceRambler's Top100 Service

Сепаратисткое движение сикхов в Пенджабе

Введение

Предметом данного исследования является сикхское сепаратистское движение в индийском штате Пенджаб.

Сепаратизм представляет большую угрозу существующему миропорядку. Сепаратизм - это обособление какой-либо группы “населения, главным образом на этнической и религиозной основе, выход этой группы и ее территории из-под юрисдикции более крупного государства, частью которого она является, с последующим образованием нового государства” [7, стр.145] Последствиями сепаратизма являются три (по крайней мере!) негативных явления. Во-первых, происходит дробление государств, что осложняет систему мироустройства. С 1945 г. по настоящее время число государств в мире увеличилось в 3,5 раза (с 51 до 189). Причем особенно интенсивно этот процесс происходил в 90-е гг. И причиной его стали внутренние конфликты, тогда как раньше новые государства появлялись в результате межгосударственных вооруженных конфликтов [23]. Во-вторых, отношения между вновь образовавшимися и “старыми, материнскими” государствами становятся, как правило, очень напряженными, что обостряет общую обстановку в мире (вспомним Карабах, Приднестровье, Абхазию, Косово и т.д.). И в-третьих, сепаратизм сопровождается экстремизмом и терроризмом, кровопролитием, огромными жертвами, неисчислимыми экономическими потерями, массовыми перемещениями населения, ростом милитаризации.

Если нынешний процесс дробления государств будет продолжаться, то по оценкам экспертов, в обозримом будущем в мире будет 400 государств [24, стр. 73]. А поскольку на земном шаре существует около 10 тыс. этнических групп, то можно представить опасность, которую таит в себе не сдерживаемый и не ограниченный ничем сепаратизм. Мировое сообщество в настоящее время уделяет этой проблеме огромное внимание.

Сепаратизм представляет большую угрозу такому крупному современному государству как Индия (население свыше 1млрд. человек). Индия является одним из самых многонациональных государств в мире - там проживает около 700 этнических групп [21, стр.55]. Практически на всем протяжении существования Индии в ней происходили этнорелигиозные конфликты разной интенсивности и продолжительности. При этом Индийское государство довольно успешно противостоит сепаратизму. В основе этого лежат быстрый рост экономического потенциала страны, усиление интеграционных процессов, преодоление политической нестабильности. Немалую роль играет политика правительства по отношению к сепаратизму, умелое сочетание политических методов борьбы с силовыми. Важным событием на этом пути является принятие 16-ой поправки к Конституции в 1963 году, запретившей незаконные формы борьбы за независимость [20,стр.47].

Серьезным фактором политической жизни Индии является сепаратистское движение в штате Пенджаб, где воинственные сикхи довольно быстро прошли путь от мирных до экстремистско-террористских форм борьбы, от скромных претензий на расширение автономных прав до радикалистского требования создания самостоятельного государства “Халистан”.

Проблема сепаратизма в иностранной научной литературе изучена достаточно хорошо, в советской же литературе эта проблема в силу идеологических причин практически не рассматривалась (ярким примером тому может служить отсутствие определения термина “сепаратизм” в “Советском энциклопедическом словаре” 1973 года). Лишь в последние десятилетие отечественные исследователи стали уделять этому вопросу достаточное внимание; при этом большинство работ по сепаратизму в Индии освещают в основном конфликты в Кашмире и Северо-восточной Индии, проблема же сикхского сепаратизма изучена лишь в контексте общих сепаратистских движений. Сказанное выше показывает актуальность специального изучения пенджабского сепаратизма.

При работе над данной темой ставились следующие задачи:

Изучить истоки и причины возникновения сепаратизма в Пенджабе, проследить его эволюцию.

Постараться определить факторы, влияющие на проявление сепаратистских тенденций.

Проанализировать эффективность предпринимаемых мирных политических и силовых мер для подавления сикхского сепаратизма.

Оценить современное состояние проблемы.

Выявить тенденции дальнейшего развития и перспективы сикхского сепаратистского движения.

В своей работе мы опирались на следующие общенаучные и историко-философские методы:

хронологический метод (т.е. описание событий во временной последовательности),

историко-генетический (установление казуальных связей между происходящими событиями и явлениями),

историко-типологический метод (анализ причин возникновения и общих закономерностей проявления сепаратистских тенденций).

Источниками работы стали официальные документы и материалы государственных органов, выступления политических лидеров страны и штата, справочные издания и пресса. Ознакомиться с ними стало возможно во многом благодаря ресурсам Интернета, где удалось обнаружить несколько специальных сайтов, освещающих исключительно проблемы сикхов: www.khalistan.com, www.khalistan.net, www.sikhhistory.com, www.burninpunjab.com.

При подготовке работы проанализированы научные труды отечественных и зарубежных авторов. Среди первых следует назвать таких специалистов как: К.З. Ашрафян, чья статья в журнале “Народы Азии и Африки” представляет большой интерес для изучения внутрипартийных конфликтов в “Акали дал”[1]; книга , А.Г. Бельского и Д.Е. Фурмана “Сикхи и индусы. Религия , политика и терроризм” содержит наиболее полный анализ событий в Пенджабе с 40-х гг. до начала 90-х,однако увлекшись политическими перепетиями авторы совсем проигнорировали социальный аспект[4]. Статьи А.А.Празаускаса дают полную картину структуры индийского федерализма, однако автор не дает анализа взаимоотношений центральной индийской и местной сикхской власти, хотя во вступлении об этом анонсирует[15-17]. Также весьма любопытны работы В.Я. Белокреницкого, Б.И. Клюева, В.Н. Москаленко, А.Л. Сафроновой , Н.И. Семеновой. Большую помощь оказали также работы английских специалистов: A. Chad,G. Robbin, J. Gordon, K. Jones, а также индийских: R. Kapur, B. Nayar, B. Singh, G. Singh. Книга R. Jeffrey интересна тем, что автор приводитдля подкрепления своих выводов некоторые официальные документы Индийского правительства по сикхскому вопросу[30].

Глава 1. Зарождение сикхского сепаратистского движения в Пенджабе.

Сикхизм - одна из религий Индии. Сикхизм сложился в XV в., когда страна стала местом встречи двух религиозных традиций, исламской и индуистской. Основателем сикхизма был Гуру Нанак (1469-1539).

Нанак, когда ему было предсказана слава великого духовного вождя, отправился в паломничество по индийским святыням, а затем совершил хадж в Мекку. После этого он заявил, что “нет на земле индусов и нет мусульман”. Сам он жил по определенным правилам, которые он выработал, изучая индуизм и ислам. Поэтому можно предположить, что сикхизм вобрал в себя как индуистские, так и мусульманские традиции. Нанак отрицал деление людей на касты. Он считал, что жить нужно лишь своим собственным трудом, признавал лишь одного бога, но осуждал какое-либо поклонение его материальному воплощению, например, идолам (в сикхизме понятию “Бог” соответствует эпитет “бестелесный”). Впрочем, в сикхизме сохранились и черты, присущие именно индуизму: понятие перевоплощения душ. Последователи учения Нанака стали называть себя сикхами, т.е. учениками. Сикхизм принимали те, кто был недоволен своим социальным положением, т.е. принадлежал к какой-нибудь низкой касте, в основном это были мелкие ремесленники и земледельцы. Своими духовными предводителями после смерти Нанака они выбирали самых достойных, в историю они вошли под названием Гуру, т.е. учитель. С 1469 по 1539 гг. было всего десять Гуру. При втором из них, Гуру Ангаде (1539-1552) , был введен шрифт гурмукхи (буквально: “из уст Гуру”), предназначенный для записи сикхского священного писания. Четвертый Гуру Рам Дас основал столицу сикхов - город Амритсар. При пятом гуру Арджуне (1581-1606) был составлен священный сикхский канон - “Ади Грантх”. Эта книга считается символичным представителем всех Гуру, сосредоточением их учения и всей божественной мудрости. В “Ади Грантх” содержатся сочинения сикхских Гуру, а также около 6 тысяч стихов религиозного характера. Чтение “Ади Грантх” является главным содержательным элементом сикхского ритуала. Десятый Гуру Гобинд Сингх (1675-1708) произвел серьезную реорганизацию: упразднил пост гуру и создал новое сообщество сикхов - хальсу, а также армию хальсы. Тогда же были введены атрибуты сикхизма, именуемые “5к” (длинные нестриженые волосы и борода, кинжал, гребень, стальной браслет, кожаные штаны особого кроя).

В конце XVIII в. правитель одного из сикхских княжеств Ранджит Сингх (1780-1839) создал военное государство сикхов, которое дольше других индийских княжеств сопротивлялось английским колонизаторам. В колониальный период сикхи входили в состав Колониальной Британии, а после объявления независимости Индии остались в составе этого государства.

В современной религиозной и общественно-политической жизни Индии

сикхи играют заметную роль.

Сикхское сепаратистское движение возникло в середине 40-х гг. ХХ века. Так, в 1944 году сикхская партия “Акали дал” впервые выдвигает требование о создании на территории штата Пенджаб независимого государства Сикхистан. Несмотря на то, что сама партия была создана еще в декабре 1920 г., за эти 24 года ни разу не прозвучало ни одного предложения о независимости Пенджаба. К такому выводу можно прийти, изучив предвыборные программы лидеров “Акали дал” с 1920 по 1939гг., опубликованные на сайте www.akal.net. В те годы партия занималась претворением в жизнь заявленных при создании целей: “координацией действий отрядов сикхского населения, которые вели борьбу за изъятие контроля над гурдварами из рук махантов”.[4, с 48].

Почему же требования о независимости появились именно в 1944 году? Для этого я нахожу по крайней мере два объяснения:

во-первых, в 40-е гг. уже стало ясно, что колониальной власти Британии

скоро придет конец и Индия обретет независимость. Но ведь сикхи и до прихода английских колонизаторов имели свое независимое государство, т.е. существовал исторический прецедент “существования собственной государственности”.

во-вторых, Мусульманская Лига (партия, представлявшая интересы

мусульман в Индии) уже выдвинула требование об отделении от Индии

территорий, где мусульмане составляли большинство с целью создания

независимого государства, ядром которого будет штат Пенджаб.

Для сикхов в таком случае возникали следующие перспективы:

или они будут жить в неразделенном Пенджабе, ставшем частью нового

мусульманского государства,

или Пенджаб будет разделен, и в таком случае в Пакистане останется

значительная часть сикхов,

или они останутся с Индией.

Ни одна из этих альтернатив сикхов не устраивала. В 1946 году “Акали дал” приняла резолюцию, в которой сказано: “Поскольку единство сикхов находится под угрозой из-за постоянных требований мусульман создания Пакистана, с одной стороны, и опасности абсорбции индуистами - с другой, “Акали дал” требует ради сохранения и защиты единства религиозных, культурных и экономических прав сикхской нации создать сикхское государство” [32, Стр.80]. По сути утверждается, что сикхи не смогут ужиться с мусульманами или индусами.

В августе 1947 года была открыта новая страница в истории Южной Азии - Индия и Пакистан были объявлены независимыми государствами. Пятнадцатого августа было объявлено судьбоносное для сикхов решение: границу между Индией и Пакистаном провели так что, вся северо-западная часть Пенджаба была отделена от Индии.

60% процентов населения этой части составляли мусульмане, 26% - индусы, 13% - сикхи, однако именно в результате такого решения разразилась кровавая бойня между сикхами и мусульманами, итогом которой стало примерно 1 млн. погибших и 8 млн. (!) беженцев [41].

В новом государстве - Индии - индусы и сикхи остались один на один (ранее в их взаимоотношения вмешивались английские власти, которые относились к сикхам очень благожелательно). Теперь в Пенджабе проживало 20 млн. индусов, 16 млн. сикхов и лишь 600 тыс. мусульман. Сикхи отнюдь не составляли в Пенджабе большинства населения, но все административные и военные государственные посты были в их руках.

Поначалу сикхи не спешили вновь выдвигать какие-либо сепаратистские требования. Только в конце 1948 года лидер “Акали дал” заявляет: “Мы хотим иметь провинцию, где бы мы могли сберечь нашу культуру и традиции”. Со временем требования стали расти, чему способствовал комплекс внутренних и внешних факторов:

1. Заметная диспропорция регионального развития. Англичане в свое

время модернизировали сельское хозяйство Пенджаба, и уровень

жизни в этом штате был выше, чем в целом по стране.

2. Заметны культурные и религиозные противоречия между индусами

и сикхами.

3. Много лет существовала партия (“Акали дал”), ставящая своей главной

целью обеспечение религиозных интересов сикхов и для достижения

этой цели стремящаяся изменить существующие положение в культурно-

языковой, социально-экономической и политической сферах жизни.

4. Имели место провокационные действия Пакистана (не без помощи США).

5. Сепаратистские настроения в Пенджабе стимулировала помощь

сикхской диаспоры из-за рубежа. (Большое количество

сикхских эмигрантов проживает в США, Канаде, Франции, Германии и

Великобритании)

6.Честолюбивые замыслы амбициозных деятелей, которые стремились увлечь массы обещаниями “райской” жизни.

Сикхский сепаратизм развивался на фоне общего подъема сепаратистских сил в Индии и был основным его проявлением.

В 1948 году появляется идея создания пенджабиязычного штата. Члены законодательного собрания Пенджаба предоставили в Учредительное собрание Индии, которое занималось разработкой Конституции страны, специальный меморандум с требованием создания штата с сикхским большинством. Требование было отвергнуто. Здесь стоит разобраться с тем, почему индийские власти решили именно так. Во-первых, в то время в Пенджабе проживало 62% индусов и 35% сикхов, однако мест компактного проживания ни тех, ни других не было. Следовательно, если бы требование было удовлетворено, пришлось бы переселять огромные массы людей. Во-вторых, власти опасались, что создание штата с сикхским большинством спровоцирует появление новых сепаратистских идей о полном отделении штата, как оно впоследствии и произошло. В 1953 году “Акали дал” направляет повторное требование о создании Пенджаби суба, т.е. пенджабиязычного штата, но уже в Комиссию по реорганизации штатов.

Следует иметь ввиду, что отмеченное выше соотношение религиозных общин в штате не совпадало с величинами языковых групп населения. Дело в том, что на пенджаби говорили не только сикхи, но и многие индусы, поэтому в процентном соотношении в штате пенджабиязычное населения составляло 51%, а хиндиязычного - 49%.

Индусское население штата выступило против создания Пенджаби суба, т.к. фактически это означало бы дискриминацию индусов (этого мнения придерживались те индусы, которые составляли торгово-промышленную элиту штата, т.к. их интересы сталкивались с интересами сикхов-джатов, традиционно занимающихся сельским хозяйством). Так или иначе, но теперь к религиозным противоречиям добавляются еще экономические и культурно-языковые.

Для лидеров сикхского сепаратистского движения создание Пенджаби суба было не самоцелью. Они надеялись на большее - на независимость от Индии.

Лидер партии “Акали дал” Тара Сингх заявляет, что “прикрытие лозунгом пенджабиязычного штата прекрасно служит целям создания независимого сикхского государства, поскольку такой лозунг не задевает национализма” [31, стр.178].

На несогласие индийского правительства с их требованиями создания Пенджаби суба сикхи прореагировали очень бурно. В 1954 г. появляются многочисленные заявления о вмешательстве властей в их религиозные дела. Индийское правительство обвинили в шовинизме. Акалийские лидеры подталкивали сикхскую общественность к акциям гражданского неповиновения. В следующем году в Амритсаре прошел “митинг с обнаженными кирпанами”, 200 тысяч сикхов демонстрировали свою военную мощь. Тара Сингх объявил голодовку, которую он намеривался закончить только в случае достижения всех своих целей. Индийские власти прореагировали на это довольно жестко: 60 тысяч человек было задержано полицией,10 тысяч из них были брошены в тюрьмы.

В 1956 году был принят закон о седьмой поправке к Конституции, которая ликвидировала прежнее деление штатов на три категории. Это означало, что все 14 штатов были отныне в равноправном положении.

В основу реорганизации был положен лингвистический принцип, т.е. к 1956 году все штаты за исключением Пенджаба были реорганизованы по языковому принципу. Это безусловно не могло не повлиять на сикхов и они заговорили об их дискриминации.

Тара Сингх заявил: “Сикхи с их внешними отличительными символами могут сохраниться как отдельная община только в том случае, если у них будет власть и они смогут покровительствовать сохранению этих символов”. В подкрепление своих слов он объявил голодовку [29, стр.38].

Следует заметить, что требования сикхских лидеров со временем возрастают. Если ранее они требовали сикхского большинства в штате, что непременно привело бы сикхов к власти, то теперь, не добившись этого, сикхские лидеры желают невозможного: признания сикхов, т.е. меньшинства, титульной нацией штата. Однако у власти находился Джавахарлал Неру, которого некоторые индийские журналисты того времени квалифицировали как жесткого политика [33]. Он, конечно, не допустил этого “националистического” (по мнению индусов) пути решения проблемы. Тогда сикхи были вынуждены уменьшить свои аппетиты на некоторое время, взамен они добиваются создания комиссии по расследованию вопроса “дискриминации сикхов”. Результаты не могли понравиться “Акали дал”: комиссия не обнаружила здесь никакого криминала. Многие акaлисты перешли под знамена ИНК [3, стр.24].

В 1965 году произошел раскол “Акали дал”. Одна ее часть поддерживала прежнего лидера - Тара Сингха, а другая - Фатеха Сингха. Он, как никто другой подходил на роль харизматичного сикхского лидера: Фатех принадлежал к земледельческой касте джатов - самой влиятельной касте среди сикхов. Его соперник, Тара Сингх, принадлежал к другой касте дхатри (той самой, к которой принадлежали все десять сикхских гуру). Впрочем, доминирующей кастой были все-таки джаты. Они составляли 60% сикхов [30, стр. 48]. Сикхские лидеры не раз играли на кастовых различиях. Так С. Кайрон,возглавив Пенджабский ИНК, подчеркивал, что он “первый лидер из джатов” [32, стр.23]. И конечно, Фатех Сингх, постоянно подчеркивавший свой “сельский имидж”, был ближе простым представителям земледельческой касты (а они, как уже отмечалось ранее, составляли большинство). Этим можно объяснить успехи его “Акали дал (Сант)” на выборах в так называемый религиозный парламент сикхов ШГПК в 1965 гг.

Симпатии многих сикхов были на стороне Фатеха Сингха во время его активного участия организации отпора китайской агрессии против Индии.

В 1964 г. умирает Неру. Кайрону приходится уйти в отставку. Поэтому вновь усиливаются. (Теперь во главе Пенджабского ИНК не стоит непримиримый врагсоздания Пенджаби суба.) Но в течениевнутреннихсобытий вмешивается внешний фактор: индо-пакистанский конфликт.Сикхи вновь участвуют в военных действиях противиностранногопротивника. В обстановке общего подъема патриотических настроений сикхский сепаратизм слабеет. (Впрочем, военно-патриотический аспект на поверку оказывается не столь однозначным: в декабре 1966 года Генеральный инспектор пограничных войск Пенджаба заявил, что пакистанская межведомственная разведка ISI небезуспешно работает над тем, чтобы создать террористические группировки сикхов на своей территории, а также обеспечить их оружием).

Результатом потепления отношений между двумя общинами становится принятие в 1966г. решения о реорганизации Пенджаба. В результате перекройки прежний штат Пенджаб был разделен на три части:

Новый хиндиязычный штат Харьяна.

Другие хиндиязычные районы включаются в Химчал Прадеш.

3. Собственно штат Пенджаб, в котором сикхи составляли большинство.

Однако это действие не только не решило старые проблемы, но и создало новые (чисто территориального характера). Индийские власти решили сделать Чандигарх столицей двух штатов и Харьяны, и Пенджаба. При этом Чандигарх на правах “союзной территории” управлялся бы центром. Сикхов это не устраивало. Напряжение в штате вновь стало возрастать. Для ее разрешения индийское правительство предложило в обмен на Чандигарх отдать два города Абохар и Фазилк (См. карту). Однако эти города не примыкают к Харьяне, а следовательно, были необходимы коридоры для связи с этим штатом. Это оказалось неприемлемо для пенджабцев.

Глава 2. Динамика развития сикхского сепаратистского движения в Пенджабе в 1966-2000 годы.

В конце 1966 г. в штате Пенджаб проживало 14,5 млн. сикхов (65%) и лишь 7,7 млн. индусов (35%). Акалисты наконец-то добились создания штата со значительным сикхским большинством. Но в дальнейшем стала заметна тенденция к дезинтеграции сикхской общины. Причины этого, по-моему, следует искать в действиях акалийских лидеров. Еще в 1965 г., как отмечалось выше, “Акали дал” была разделена на две части - “Акали дал (Сант)” и “Акали дал (Тара)”. Таким образом, в новом штате не существовало единой партии, представляющей интересы всех сикхов. Предвыборные программы АД(Сант) и АД(Тара) были ориентированы на разный электорат: АД(Сант) защищала интересы земледельцев-джатов, добиваясь решения аграрных и водных проблем, а АД(Тара), поддерживаемая более образованными слоями (кшатриями), видела свою основную задачу в развитии просвящения и решении языкового вопроса - преподавания пенджаби на гурмукхи во всех школах Пенджаба и Харьяны.

Дробление некогда единой сикхской партии продолжилось. Появились “Акали дал” Гурмана Сингха, “Акали дал” С. Лонговала, а также Объединенная “Акали дал”. Новые сикхские лидеры быстро набирали политический вес.

Отмеченная выше тенденция привела к тому, что на выборах 1967 г. ни одна из фракций АД не получила большинства голосов (даже в коалиции друг с другом). К власти пришло правительство Объединенного фронта во главе с Гурманом Сингхом. В 1969 г. умирает Тара Сингх и его “Акали дал” сливается с партией Фатеха Сингха. Этот факт показал значимость политических деятелей харизматичного толка, способных сплотить вокруг себя вчерашних противников в и различные социальные группы (разумеется, здесь проявляется традиционная роль личности в сикхском обществе). Политическое сплочение сикхов принесло свои плоды: уже в 1969 году на “внеочередных выборах” в законодательное собрание Пенджаба новая “Акали дал” завоевала 43 места (ИНК - 38, коммунисты - 6, “Джан сангх” - 8 ). Усиление сикхского политического влияния насторожило центральное правительство. В 1971 году в штате на полгода вводится президентское правление. В ответ на это Дж.С. Чаухан (известный ученый-сикх, член партии “Акали дал”) выдвигает лозунг о создании “Халистана”.

В период нестабильности сикхская партия нуждалась в помощи и поддержке. И эту функцию взял на себя “сикхский религиозный парламент” - “Широмани гурдвара парабандах комити”. Это обстоятельство как нельзя лучше повлияло на имидж “Акали дал”. Она получила поддержку религиозных лидеров. А как известно апелляция к религиозным чувствам оказывает сильный политический эффект, демонстрируя огромную мощь религиозных идей и символов в деле мобилизации верующих. Это во многом способствовало дальнейшей радикализации “Акали дал”.

Один из лидеров АД Р. Капур заявляет: “Конечная цель национальной интеграции - так, как она осуществляется сегодня, - состоит в индуизации всех религиозных, культурных, этнических меньшинств в Индии. Такая интеграция в конечном счете рассчитана на то, чтобы втянуть сикхов обратно во всеядное чрево индуистского общества, откуда нет возврата” [32, стр.154]. Такие высказывания скорее всего были спровоцированы заявлением центрального правительства о том, что сикхизм - всего лишь секта индуизма, а следовательно, ни о какой религиозной борьбе не может идти и речи.

В следующем году умирает другой сикхский лидер - Фатех Сингх. И на этот раз смерть лидера дестабилизирует обстановку в Пенджабе: на выборах 1972 г. “Акали дал” получила всего 24 места. Такая расстановка сил вполне устроила правительство в Дели, видимо поэтому данное правительство Пенджаба находилось у власти весь срок, установленный Конституцией - до 1977 года. Тем более, что правительство Пенджаба возглавил умеренный акалист, лояльный к индийским властям Заил Сингх - будущий президент Индии. В 1975г. произошел очередной раскол “Акали дал” на умеренных и экстремистов. Теперь - это главная разделительная линия внутри сикхского движения.

В 1973 г. “Акали дал” принимает Анандпурскую резолюцию. В ней содержатся обвинения в адрес Индийского правительства. Было заявлено, что “после раздела страны отношение правительства Индии к пенджабцам вообще, и в особенности к сикхам, сводилась к несправедливости, дискриминации, угнетению и насилию, хотя сикхи проявили глубокий патриотизм в борьбе за свободу страны” [42]. Сикхи требовали предоставления максимальной автономии штату, за центральным правительством оставались бы лишь вопросы внешних сношений, обороны, коммуникаций и выпуск денежных знаков. Были претензии религиозного характера, например, партия добивалась официального запрета на торговлю сигаретами в городе Амритсар, создания гурдвар по всей стране, трансляции сикхских проповедей на пенджаби. Вновь был поставлен вопрос о передаче Чандигарха штату Пенджаб.

В ответ центральное правительство обвинило сикхскую верхушку в “разжигании страстей”, и ни одно из требований “Акали дал” не было принято. В свою очередь позиция “Акали дал” стала жестче и непримиримее.

В 1975 году акалийские лидеры призвали сикхов к проведению акции гражданского неповиновения в ответ на введение чрезвычайного положения. Эта акция проходила под лозунгом “Спасти демократию!”. Тогда же партийный лидер С. Бадал заявил, что “АД всегда выступала поборником демократии и гражданских свобод и теперь будет бороться против этой фашистской тенденции Конгресса, сделавшего большой шаг в направлении диктатуры” [29, стр.192]. Подобные акции прошли по всей стране. В итоге только в Пенджабе было арестовано 40 тысяч человек, что привело к тому, что в 1977 г. на общеиндийских выборах победил не ИНК, а “Джаната парти” (Народная партия).

В 1977 г. состоялись парламентские выборы в законодательное собрание Пенджаба. “Акали дал” получила 58 мест, правительство вновь возглавляет Бадал. Разумеется, основной причиной успеха были внутренние события, но роль при этом играла и общая обстановка в стране и устойчивость центральной власти. В 1978 году происходит стычка между ниранкари и сикхами. Известный французский историк Марк Тюлли объясняет это тем, что “Ниранкари ассоциировались у сикхов с антисикхской индуистской организацией “Арья Самаджи”, которая добивалась ассимиляции сикхов индусами” [31, стр76]. Весной в городе Амритсар проходило празднование религиозного праздника сикхов. В это же время ниранкари устроили там свою конференцию. Произошло столкновение сикхских фанатиков с представителями ниранкари. На похоронах убитых сикхов очень яркую речь произносит молодой глава “семинарии Дамдами таксал”, который уверяет, что “не позволит, чтобы эти смерти были безнаказанны”. Так на политической арене Пенджаба появилась фигура “деревенского святого”, Санта Джарнаила Сингха Бхиндервале. С.С. Джил (соратник Индиры Ганди) отмечал, что “именно Конгресс стал выращивать Санта Бхиндервале” [7, стр.219]. Во время правления партии Джаната, Санджай Ганди работал над различными схемами для того, чтобы ослабить правительство “Джаната парти”, и Гиани Заил Сингх посоветовал ему расколоть “Акали дал” посредством создания сильного соперника тогдашним сикхским лидерам. Таким лидером и стал Д.С. Бхиндервале. В апреле 1978 г. он создал собственную партию Дал Халса. После того, как к власти вернулся Конгресс, наступил звездный час Бхиндервале. Наконец-таки у сикхов появляется новый харизматичный лидер, способный сплотить раздробленную сикхскую общину.

В 1980 г. к власти в Индии снова возвращается Индира Ганди, а значит, что уже стало традицией, центральное правительство распускает сильное, но неугодное ей сикхское правительство. Опять начинается процесс радикализации “Акали дал”. Сотрудничество с ИНК было эпизодом в политической карьере Бхиндервале. Свою дальнейшую судьбу он связывает с радикализмом и экстремизмом. Бхиндервале открыто поддержал экстремистские группировки. Они отомстили ниранкари за гибель сикхов в 1978 году: уничтожили их лидера Баба Гурбачан Сингха. Затем произошло убийство владельца влиятельных в Индии газет Лала Джагат Нарайана. За период с 1981 по 1984гг. было совершенно 1200 различных террористических актов. Террористы захватывали поезда и автобусы, убивали индусов, открывали огонь по большим скоплениям мирных жителей, взрывали жилые дома, угрожали сорвать Азиатские игры 1982 года. Как правило, сикхские террористы за все эти действия брали ответственность на себя. Однако иногда возлагали вину за содеянное на других, например на представителей ниранкари [www.sikh-history.com].

Одновременно и Лонговал, стремясь составить конкуренцию Бхиндервале, активизирует свою деятельность. В мае 1981 г. он призвал сикхов к войне за веру - “дхарма юдх”. Он также стремился привлечь их к кампании гражданского неповиновения.

В 1982 году Бхиндервале объявил центром своей партии Золотой храм. Это было очень сильное решение, т.к. теперь он получает статус религиозного лидера. Его начали почитать как живого гуру. Кроме того он активно выступал с призывами к вооруженным восстаниям против “индуистского шовинизма”, угрожал центральному правительству “тысячами разъяренных сикхов”, которые способны на бунт, если штат Пенджаб “не отпустят на волю для того, чтобы народ-мученик смог наконец создать свое независимое государство”[29,стр 2].

Через год после этого заявления Бхиндервале неожиданно меняет тактику, теперь он не позволяет себе столь громких заявлений как прежде, а лишь замечает, что “не хочет существовать в Индии как бородатый индус, но желает жить в этом государстве как полноценный сикх, имеющий возможность следовать своим обрядам и традициям” [www.akal.com]. Бхиндервале обвинил Индиру Ганди в том, что она не считается с сикхами, и называет тех, кто борется за независимость штата, горсткой экстремистов. По его словам, если правительство называет 16 миллионов жителей своей страны “горсткой экстремистов”, значит, это никуда не годное руководство, неспособное и недостойное стоять во главе государства.

Трудно сказать, сколько из упомянутых Бхиндервале 16 млн. сикхов действительно придерживались сепаратистских позиций. Однако можно предположить, что таковых было довольно много и определялось это помимо традиционных религиозных, исторических факторов особенностями социальной ситуации в Пенджабе. Как известно, Пенджаб - один из самых экономически развитых районов Индии. В период “зеленой революции” правительство развивало аграрный сектор этого штата больше, чем какого-либо другого. В результате, 45% сельскохозяйственной продукции Индии производится именно в Пенджабе. Основная масса трудоспособного населения штата (а именно 71%) занята в аграрном секторе. Однако все перерабатывающие сельскохозяйственное сырье заводы находятся вне Пенджаба, т.е. их строили в пограничных ним штатах Химчал Прадеш, Утар Прадеш, Раджастан. Сами сикхи усматривают в этом дискриминацию своего штата со стороны властей. Значительные доходы от развитого сельского хозяйства давали возможность тратить определенные суммы на социальные нужды, главным образом на образование, в том числе и высшее. С 1947 года по 1979 год уровень грамотности населения в штате увеличился с 13% до 65% (в среднем по Индии - 30%).

Сикхская молодежь, получившая высшее и среднее образование, не желала возвращаться “на землю”, но она не могла и найти себе работу в городе, т.к. промышленность развита слабо, а те немногие промышленные предприятия, которые вообще существуют, давно контролируются индусами, в других же штатах выходцев из Пенджаба встречали весьма недоброжелательно. Естественно, многие из тех, кто не смог найти себе применение в мирной жизни, встали на опасный путь экстремизма (нечто похожее произошло в 70-х гг. на Шри-Ланке). Их привлекал призыв к независимости Пенджаба, где они уж, конечно, окажутся востребованы! Таким образом, в рассматриваемое время в Пенджабе было довольно значительное число сторонников экстремизма и сепаратизма, причем какая-то доля вины за это лежит на центральном правительстве, на его необдуманной политике.

1984 г. стал годом жесткой антисепаратистской политики индийского правительства. Были предприняты настоящие военные действия против сепаратистов, главной из которых была операция под названием “Голубая звезда”, когда индийские войска осадили и взяли штурмом сикхскую святыню - Золотой храм в Амритсаре. Поводом для проведения операции послужило получение правительством информации о том, что на территории Храмового комплекса в Амритсаре сосредоточены склады оружия и террористические группировки сикхов. А законом от 1983 года “использование храмов и святынь в качестве мест базирования светских, в том числе и политических организаций строго запрещалось”. Следовательно, с юридической точки зрения, действия центральных властей были вполне законны. Сами же сикхи сочли эту операцию оскорблением их религиозных чувств. При штурме Золотого храма был застрелен Бхиндервале. Сикхи вновь остались без общенационального лидера.

Вслед за этой операцией последовала следующая - “Лесная роза”, целью которой стала зачистка гурдвар от террористов. Затем последовали другие военные операции. В общей сложности в этих операциях пострадало около полумиллиона человек [CNN]. За это Индире Ганди пришлось поплатиться жизнью - она погибла от рук своих охранников-сикхов.

На следующие полгода Пенджаб превратился в зону террора: индусов расстреливали прямо на улицах городов и деревень, было взорвано 74 поезда и автобуса, не раз сообщалось о взрывах жилых домов и т.д. Большое количество индусов было вынуждено покинуть родные места и бежать в другие индийские штаты. “Акали дал” уже потеряла реальную власть, они даже не могли договориться со своими радикально настроенными фракциями, которые поддерживали действия террористов. Обстановка анархии и беспредела не могли длиться бесконечно. Однако было ясно, что первый шаг к стабилизации сикхи не сделают, слишком свежи были воспоминания о прошедших событиях. И даже если кто-то из партийных лидеров осознавал такую необходимость, простые сикхи его бы просто не поняли и посчитали предателем интересов своего народа.

Первый шаг к примирению сделало индийское правительство во главе с сыном Индиры Ганди, Радживом Ганди. Он старался, осторожно обходя вопросы, связанные с религиозными чувствами, прийти к компромиссу. Снова всплыли “забытые проблемы”: Чандигарх, водные ресурсы и т.д. В итоге в 1985 г. было подписано соглашение Ганди-Лонговал, по которому индийское правительство обязалось пойти на некоторые уступки: передать Чандигарх Пенджабу, выплатить сикхским семьям компенсацию за потерянное имущества и близких, отменить запрет на службу сикхов в армии (его ввели в 1984 г., но это необдуманное решение привело к тому, что индийская армия лишилась цвета высшего офицерства).

Сикхи увидели, что центр не игнорирует их проблемы и готов к диалогу. Результатом этого было ослабление экстремистских движений в штате, после чего на первый план вновь выступили представители “Акали дал”, которые стали добиваться своих целей мирным политическим путем.

Впрочем, надежды ни одной из сторон не оправдались. Передача Чандигарха переносилась на неопределенный срок, другие требования сикхов тоже буксовали в бюрократическом аппарате Индийского правительства. Сикхские экстремисты, поняв это, обвинили Лонговала в предательстве интересов Патха (сикхской общины), после чего он был застрелен неизвестными. Раджив Ганди потерял партнера, с которым он мог договориться, а также, по мнению упоминавшегося выше Марка Тюлли, интерес к урегулированию этого конфликта. Возможно, это была ошибка индийского руководства, посчитавшего, что распутать “Пенджабский клубок” ему не под силу.

Пенджаб захватывает очередная волна экстремизма. 7 октября 1987 года было объявлено о создании “независимого” государства Халистан. Президентом “нового государства” стал Гурмит Сингх Аулах (весьма уважаемый эмигрант, возглавлявший в США сикхскую диаспору). Независимость была провозглашена в столице США. Правительство Индии на это никак не отреагировало. Тогда было сформированно правительство “государства”. Следует отметить, что практически все министерские посты в нем заняли люди, проживающие в разных странах, таких как Канада (2 человека), Великобритания (3), США (5), Германия (1). Также стоит обратить внимание на то, что половина министров была полностью некомпетентна в своих “отраслях” (например, министром образования стал бывший железнодорожник Задаир Сингх). Могу добавить, что “государство” имеет свои герб, флаг, денежные знаки. “Акали дал” вновь стала дробиться, но уже по географическому признаку, так, что одна ее фракция находилась в США. Представители этой группы даже участвовали в выборах 1998 года, но не прошли в Законодательное собрание Пенджаба. Вообще складывается впечатление, что сама сикхская община относится не очень доверительно к “правительству Халистана в изгнании”. Рядовому сикху был ближе образ экстремиста, мстящего за кровь своего народа, чем благополучные американские сикхи, которые давно покинули свою Родину.

В рассмотренные годы усилилась неприязнь сикхов к индусам. Слишком свежи были воспоминания о сикхских погромах в Дели, Чандигархе и других крупных городах Индии, о 10 000 сикхах (по официальным данным), погибших от рук взбешенной индусской толпы. В этот момент полиция страны демонстративно бездействовала 4 дня, пока не вмешалась международная общественность.

В конце 80-х гг. стали заметны тенденции к консолидации сикхской общины и возрождению традиций. Сикхская молодежь сменила обычные джинсы на национальную одежду - панджаби и курта. На улицах появились плакаты, призывающие к скромному образу жизни: отказу от табака, алкоголя и наркотиков. Сикхам запрещалось стричь волосы, петь песни, пышно справлять свадьбы, поклоняться индуистским богам .

Ситуация усложнилась, когда в Пенджабе в 1989г. было очередной раз введено президентское правление. Это продолжалось до 1992 г., пока премьер-министром не стал Нарасимха Рао, который привел к власти в штате ИНК. Это содействовало процессу стабилизации в штате, народ которого хотел спокойствия и нормальных условий жизни.

В 1993 и 1994 гг. можно наблюдать как постепенно экстремизм уступает дорогу здравому смыслу: совершено “только” 30 террористических актов, против 3 450 в 1986 году. Теряя позиции в стране, сепаратисты пытаются укрепиться за границей. Они вступают в так называемую организацию не представленных в ООН государств. 13 мая 1997 г. президент Халистана Гурмит Сингх Аулах на рабочем заседании этой организации выступает с докладом о сикхской проблеме, подчеркивая, что теперь “мир не сможет закрыть глаза на беды маленького народа и обязательно поможет ему”[www.khalistan.com.]. Он утверждал, что “маленькому и в общем-то благополучному Пенджабу мешает развиваться огромная и нищая Индия, которая тянет все соки из штата” [Там же].

В 1997 году во главе “Акали дал” опять встает С. Бадал, а лидером сикхского Объединенного фронта становится С.С.Манн. Эти два человека уже были известны сикхам по восьмидесятым годам. Тогда Манна обвинили в заговоре против Индиры Ганди, Бадал привлекался к уголовной ответственности за организацию беспорядка в штате. Они были заняты прежде всего укреплением собственных позиций через взаимные разоблачения. Например, Бадал обвиняется в коррумпированности, а Манна вообще называют предателем пантха (т.е. идеалов сикхизма). Президент “Халистана” Г.С. Аулах считает, что “Пенджабу для его независимости нужна не “Акали дал”, а созданная им “Рамджат парти” [www.goverment-in-exile.com]. Он призывает к войне за веру, но сикхи не воспринимают чужих лидеров.

На сегодня экстремизм практически сошел на нет. Теперь идеи о независимости пропагандируются мирными способами (например распространение листовок, проведение митингов и т.д.). 30 ноября 2000 г. прошли выборы в Широмани гурдвара парабандах комити. Эта организация в конце 90-х гг. приобрела большое влияние среди сикхов, и сейчас она координирует действия всех сикхских организаций, в том числе и “Акали дал”, иными словами, от результатов этих выборов во многом зависело в каком направлении будут развиваться события в штате в дальнейшем. Прежний состав ШГПК переизбрали на второй срок, а это в какой-то мере является гарантией мирного политического процесса в штате.

Заключение

Проведенные исследования показывают, что потенциальная возможность возникновения сепаратизма всегда будет существовать в многонациональных государствах, таких как Индия. Опасность сепаратизма для большого государства усиливается, когда он принимает форму экстремизма и терроризма. Поэтому нужно как можно внимательно относится к зарождению автономистских движений, чтобы они не получили ничем не ограниченное развитие, и ситуация не вышла из-под контроля. Нельзя игнорировать латентную, т.е. скрытую стадию сепаратизма. Для Пенджаба таким периодом стали 1944-1966 годы, когда его правительство требовало большей автономии и не предпринимало для достижения этой цели никаких экстремистских действий. Но центральное правительство не оценило угрозу, которую нес в себе этот процесс, поэтому позже оно столкнулось с крайней формой сикхского сепаратизма - экстремизмом.

Существует несколько причин живучести сикхского сепаратизма:

- штат Пенджаб занимает стратегически важное положение, т.к. он находится на границе с Пакистаном - давним противником Индии. Пакистан оказывает помощь сикхским сепаратистам. В нестабильности в регионе могут быть заинтересованы и другие внешние силы;

- особенности исторического развития сикхской общины, которая в прошлом имела свое собственное государство;

- поддержка сепаратистов со стороны значительной части мирного населения, т.к. их лозунг имел религиозный характер: защита сикхизма от влияния ислама и индуизма;

- наличие харизматичного лидера, сплачивающего сепаратистов и в тоже время привлекающего симпатии мирного населения.

Для того, чтобы избавиться от сепаратизма индийские власти предпринимали ряд силовых мер. Но это не решало проблему, а лишь усугубило ее, поскольку население было склонно рассматривать действия центральной власти как операции направленные против всего сикхского населения.

Применение силы обычно не приводит к решению проблемы сепаратизма, поэтому мирные методы нужно рассматривать в качестве основных. В отношении Пенджаба таковыми, на мой взгляд являются:

Своевременное удовлетворение умеренных автономистских требований, которые в дальнейшем все равно принимаются, но позитивный эффект от этого действия правительства намного меньше, чем это было бы раньше.

Достижение политических компромиссов, для чего необходим постоянный диалог, т.к. это дает возможность хорошо понять требования сторон и найти взаимоприемлемое решение. К сожалению, до 1984г. правительство Индиры Ганди по сути игнорировало требования сикхов, заявляя, что сикхская проблема не является приоритетной для Индии, поэтому они не видят необходимости заниматься ей.

Создание политического противовеса сепаратистам. Удачным примером здесь может служить поддержка Д.С. Бхиндервале и его “Дал хальсы” против “Акали дал”.

Силовые методы также должны использоваться, когда обстановка требует этого. В данном случае следует действовать энергично и последовательно.

Умение сочетать все способы борьбы с сепаратистскими движениями.

Полное урегулирование возможно только в случае конфликта по культурно-языковому поводу (конфликты социально-экономического характера связаны со значительными материальными затратами, что делает урегулирование практически недостижимым). В своей работе, я пришла к выводу, что на сегодняшний день конфликт в Пенджабе имеет как культурно-языковую природу, так и социально-экономическую. Соответственно, это значительно усложняет разрешение конфликта.

Как говорилось выше, Пенджаб находится на границе между мусульманским и индуистским миром. Обе стороны заинтересованы в том, чтобы получить поддержку сильной и воинственной общины. Поэтому сикхские лидеры имеет возможность выбирать себе союзника. На сегодняшний день, когда наблюдается острое противостояние Индии и Пакистана, сикхи скорее выберут в союзники Пакистан, это позволит им с новой силой начать требовать от Индии отделения. Консолидация же с индийскими властями не принесет сикхам того, чего они действительно хотят - создания независимого государства.

Можно предложить и другие варианты развития событий. Например, здравый смысл в конце концов возьмет верх, и сикхи осознают, что создание самостоятельного государства крайне не выгодно с экономической точки зрения. Ведь в Халистане не будет (как отмечалось выше) собственных промышленных предприятий для переработки основного сырья. Страна будет отрезана от моря, главных транспортных магистралей, что будет значительно усложнять внешнюю торговлю, а без нее данное государство не сможет существовать. Следовательно, Халистан будет экономически зависеть от своего великого соседа.

Говорить о разрешении пенджабской проблемы сегодня нельзя, т.к. она скорей лишь нейтрализована, переведена в латентное состояние, но это не гарантирует того, что в ближайшее время этот конфликт не может вспыхнуть с новой силой.

Источник:

Список литературы.

    1. Ашрафян К.З., Сикхские националистические течения в Пенджабе.//Народы Азии и Африки.- М., 1984.-№5.- с. 20-28.
    2. Бельский А.Г, Сикхи. Сепаратизм и религия. М.: “Наука” , 1997.
    3. Бельский А.Г., Исаева Н.В. Ситуация в Пенджабе: причины политической напряженности и поиски путей ее урегулирования;// Рабочий класс и современный мир.-М. 1986, №5 с.131-145.
    4. Бельский А.Г., Фурман Д.Е. , Сикхи и индусы. Религия , политика, терроризм. М,: “Наука”,1992.
    5. Белокреницкий В.Л. , Москаленко В.Н., Празаускас А.А., Южная Азия: конфликты и геополитика. М., ИВ РАН 1999.
    6. Везиров Э. Деятельность правительства Р. Ганди по урегулированию конфликтных ситуаций в ряде штатов.// специальный бюллетень . ИВ РАН., М., Наука ,1985, №6 (239) с.97-107.
    7. Горовиц Д., Ирредентизм, сепаратизм и самоопределение. М.,1993.
    8. Джилл С.С. Династия Ганди. Ростов-на-Дону, Феникс. 1997
    9. Кальворесси Питер. Мировая политика после 1945 года. М., Международные отношения. 2000. Том 2.
    10. Крылов В. Сепаратизм в странах Востока. М., Наука, 1993.
    11. Конституция Индии , М., Международные отношения, 1956.
    12. Клюев Б.И. Проблемы национальной дезинтеграции.// Индия-1983, ежегодник. М. Главная редакция восточной литературы. 1985.с.190-206.
    13. Клюев Б.И, Религиозно-общинная ситуация.// Индия-1980, ежегодник. М. Главная редакция восточной литературы.1982, с191-208.
    14. Малышева Д.В. Конфликты в развивающемся мире, России и содружестве независимых государств: религиозные и этнические аспекты. М. ИМЭМО РАН., 1997.
    15. Празаускас А.А. Борьба за укрепление единства Индии против сепаратистских тенденций.// Индия-1983, ежегодник. М. Главная редакция восточной литературы. 1985, с.206-220.
    16. Празаускас А.А. Федерализм и этнонациональные проблемы Индии.// Индия-1980, ежегодник. М. Главная редакция восточной литературы.1982,с.163-176.
    17. Празаускас А.А. Этнос, политика и государство в современной Индии. М. “Наука” . Главная редакция восточной литературы.1990.
    18. Плешова М. А. Секуляризм и коммунализм в современной Индии. Теория и практика . “Межконфессиональные отношения в Южной Азии: прошлое и настоящее”. М. ИВ РАН. 1998. С68-72.
    19. Плешова М. А О правительстве Р. Ганди .// специальный бюллетень . ИВ РАН., М., Наука ,1985, №6 (239) .// специальный бюллетень . ИВ РАН., М., Наука ,1985, №6 (239), с 81-97.
    20. Плешова М.А. Конституция Индии: 74 поправки за 45 лет.//Ваш выбор, 1994, № 5-6, с.46-48.
    21. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах., М., Московский центр Карнеги , 1997 .
    22. Индия: страна и ее регионы. Под редакцией Е.Ю. Ваниной.- М.Эдиториал, УРСС 2000 г.
    23. Компас. Вестник иностранной информации ИТАР_ТАСС, М. 2000г. №11
    24. Международная жизнь. М. 1999, №1.
    25. Политическая История государств Азии и Северной Африки. ХX век. М., Магистр 1996. Том 1.
    26. Словарь. “Индуизм, джайнизм, сикхизм”. М., Республика. 1996.
    27. Azad N.S. Implication of Punjab`s Industrial Backwardness.// Mainstream. Delhi, 1984. Vol. l 22. №41. P.11-14.
    28. Gordon J.H. The Sikh. Patiala. 1970.
    29. Harminder Singh Nanda. Why have the Sikhs taken to extremism?// Expence. Bombay, 1986 . Vol. 1 №6. P 39-47.
    30. Jaffrey R. What`s happening to India? Punjab, ethnic conflict, Mrs Gandhi`s death &the test for federalism. London. Macmillan Press. 1986.
    31. Jones K.W. Communalism in Punjab?: Arya Samajis contributions// Journal of Asia Studies.- Baltimore-1968.Vol. 28, №1. P 39-54.
    32. Kayran. Talk to Congress. Gov. of India. New Delhi. 1956.
    33. Kapur Anup Chand. The Punjab crisis. NY. Princeton. 1987.
    34. Kapur R.A. Sikh separatism: the politics of faith. London. Alen &Unwin. 1986.
    35. Mahi Ludar //India Today №78, 1958.
    36. Nayar B.R. Minority politics in Punjab. Princeton . NY.1966.
    37. Singh B.D. Punjab problem: a perspective viewpoint //Mainstream. New Delhi 1984. Vol 22. №36. P. 6-8
    38. Singh G. Socio-economic bases of the Punjab crisis// Econ.&polit. Weekly. Bombay. 1984. Vol. 19. №1. P .42-47.
    39. Singh K. A History of the sikhs. NY. Princeton, 1966. Vol 1-2.
    40. “White paper on the Punjab situation”. New Delhi. Gov. Of India. 1984.
    41. The Washington Post за 3.12.1947 .
    42. India Today за 16.10.1973.