Ужесточение законодательства /
США
Антитеррористическое законодательство
Сразу после 11 сентября, в
конце октября 2001 года конгресс с подачи Белого Дома принял временные поправки
к законодательству, получившие название "Патриотический акт". Этот документ
призван помочь правоохранительным органам эффективно предупреждать теракты. Акт
увеличил полномочия ФБР и других спецслужб, которые получили право прослушивать
телефонные переговоры, следить за электронной перепиской, требовать у библиотек
и книжных магазинов данные о заказанных или купленных посетителями книгах.
Вдобавок была введена ответственность за укрывательство террористов.
В первоначальном проекте
акта были и более радикальные нововведения. Предлагалось обязать учебные
заведения предоставлять спецслужбам личные дела учащихся и разрешить задержание
на неопределенный срок иностранцев по подозрению в связях с террористами. Но несмотря на то, что конгресс не поддержал эти идеи
администрации Буша, "Патриотический акт" вызвал протесты общественности.
Защитники либеральных свобод считали, что этот закон устанавливает в Америке
режим "полицейского государства" и противоречит демократическим нормам. Но для
спецслужб даже такой урезанный закон -- слишком
большая помеха. Так, чтобы избежать юридической волокиты и борьбы с адвокатами,
пленных афганских талибов до сих пор содержат на
экстерриториальной базе США в Гуантанамо, где американские законы не имеют
силы.
15 декабря 2005 года Палата
представителей Конгресса США большинством голосов одобрила продление сроков
действия "Патриотического акта" (его срок заканчивался в декабре 2005
года). В июле Палата представителей проголосовала за то, чтобы продлить
действие двух из 16 положений закона до 10 лет, а остальные положения признать
постоянными. Однако в сентябре Сенат не одобрил это предложение и вернул
законопроект на доработку. В середине ноября, как сообщалось, представители
обоих палат Конгресса достигли согласия в вопросе о пересмотре и продлении
сроков действия "Патриотического акта". В частности, законодатели
договорились продлить спорные статьи не на 10, а на 7 лет. Кроме
того, конгрессмены решили не предоставлять спецслужбам право использовать в
качестве улик документы, изъятые у подозреваемых без надлежащего одобрения
суда. Из законопроекта также были исключены предложенные Палатой
представителей статьи, расширяющие полномочия суда в вынесении смертного
приговора террористам.
В августе 2007 года Президент Буш поставил свою подпись под принятым в воскресенье законом, который значительно расширяет права государства на прослушивание международных телефонных переговоров и просмотр электронных писем американских граждан без санкции суда. При этом незаметные на первый взгляд изменения в юридических формулировках принципиально меняют правовые ограничения возможностей государства по слежке за миллионами телефонных звонков и сообщений по электронной почте – как исходящими с территории США, так и "входящими".
Закон впервые создает юридическую базу для значительной части мероприятий по слежке без санкций суда, которые втайне осуществлялись Министерством национальной безопасности (МНБ) вне рамок Закона о слежке за иностранцами от 1978 года (этот закон, как предполагается, должен регулировать права государства на прослушивание частных разговоров американских граждан).
До принятия закона, если государственные органы хотели прослушать телефонные переговоры, а также знакомиться с перепиской по электронной почте и с помощью других средств коммуникации между частными лицами в США и лицами за границей, им требовались ордера на обыск, санкционированные особым судом по вопросам слежки за иностранцами – это в том случае, если государство осуществляло слежку на территории США.
Нынче большая часть международных телефонных звонков в США и из США проходит по оптически-волоконным кабелям, и самый эффективный способ для их прослушивания властями – это подключение к гигантским телекоммуникационным узлам в США.
В новом законе изменено юридическое определение понятия "электронная слежка". Это позволяет властям прослушивать такие разговоры без санкции суда, подключаясь к вышеупомянутым гигантским узлам, если только объект слежки властей "на основе веских доказательств" считается находящимся за границей.
Например, если человек, находящийся в Индианаполисе, звонит кому-то в Лондон, Министерство национальной безопасности может прослушивать этот разговор без ордера, если только объектом слежки МНБ является человек в Лондоне. Пресс-секретарь Белого дома Тони Фрэтто в воскресенье заявил в интервью, что новый закон не исчерпывается улаживанием загвоздки с телефонными переговорами иностранцев между собой и потенциально позволяет властям подслушивать звонки американцев за границу.
Спешка Белого дома отчасти объяснялась тем, что в нынешнем году особый суд по вопросам слежки вынес вердикт (его текст все еще не рассекречен), который гласит: для прослушивания международных телефонных переговоров через американские телекоммуникационные узлы власти должны получать ордера, санкционированные судом. Новый закон, задуманный как временная мера (срок его действия истекает через шесть месяцев), также знаменует смещение "центра силы" в области организации и регулирования слежки, осуществляемой государственными органами.
Новый закон наделяет полномочиями на санкционирование международной слежки не особый суд по вопросам слежки, а генерального прокурора США и директора ЦРУ. Единственной функцией суда станет проверка и одобрение процедур, использовавшихся властями при слежке после того, как эти мероприятия уже осуществлены. Суд не будет детально изучать дела лиц, за которыми следят.
Закон также расширил права администрации по принуждению телекоммуникационных компаний к содействию подобному шпионажу. Отныне такие компании можно обязывать к сотрудничеству по распоряжению генерального атторнея и директора ЦРУ. Помощники конгрессменов-демократов в воскресенье сообщили, что некоторые руководители телекоммуникационных компаний выразили лидерам Конгресса свое недовольство этой статьей закона и, возможно, будут оспаривать его в судебном порядке. По словам помощников, телекоммуникационные компании известили законодателей, что предпочли бы санкционированные судом ордера, обязывающие их оказывать содействие.
Смотри также на
"Агентуре":
|