Егор Козлов
О чем этот проект
По российской традиции после каждого крупного теракта появляется очередная законодательная инициатива по ограничению прав журналистов на их освещение. Первые попытки внести радикальные изменения в антитеррористическое законодательство появились после теракта на Дубровке в ноябре 2002 года. Госдума внесла изменения в закон «О средствах массовой информации» и «О борьбе с терроризмом» (Владимир Путин их не подписал).
Вторая волна реформ антитеррористического законодательства началась после теракта в Беслане. 30 ноября 2004 года в Государственную Думу был внесен законопроект «О противодействии терроризму», где также прописывались новые нормы ограничения прав журналистов. Из последнего третьего варианта закона эти поправки исчезли.
Кроме того, совершенно отдельная правоприменительная практика ограничений деятельности журналистов сложилась на территории Чечни. Правовой статус происходящих там событий постоянно меняется, однако общий тренд остается одним и тем же – максимально ограничить журналистам возможность самостоятельного поиска информации. Например, это введенная во время второй чеченской войны Росинформцентром практика аккредитаций, которую руководитель этого органа Александр Михайлов впоследствии сравнивал с ознакомительными поездками писателей на строительство Беломорканала. Учитывая, что боевые действия с осени 2004 года распространились с территории Чечни и на другие регионы Северного Кавказа, можно прогнозировать распространение практики ограничения деятельности журналистов по «чеченской схеме» на весь Северный Кавказ.
Между тем, прогнозируя дальнейшую террористическую активность, российские власти продолжают разрабатывать новые ограничения для работы журналистов по освещению терактов. В октябре 2005 года в Москве прошел так называемый Антитеррористический форум журналистов «Будущее без терроризма, терроризм без будущего», на котором сотрудники ФСБ предложили проводить мастер-классы для журналистов по освещению терактов.
Именно поэтому мы решили провести не только юридический анализ антитеррористического законодательства, затрагивающего работу СМИ, но и сложившуюся правоприменительную практику. Кроме того, мы проведим сравнительный анализ с существующим законодательством CША до и после 9.11, и Великобритании, до и после принятия закона О терроризме 2005 года, одобренного после терактов в Лондоне.
Комментарии участников событий: